Экологическое образование: от теории к практике



На выставке представлены статьи и книги, в которых исследуется проблема непрерывного экологического образования; раскрываются методологические подходы с позиции устойчивого развития; освещаются средства экологического образования детей и молодежи.
В настоящее время человечество достигло такой стадии развития, когда антропогенное воздействие на окружающую среду приобрело необратимый характер, резко обострились противоречия между возрастающими потребностями общества и оскудевающими возможностями природы.
Для того чтобы реально оценить результаты своего воздействия на окружающую среду, человек должен быть в достаточной степени экологически образованным. В настоящее время остановить нарушение законов экологии можно только подняв на должную высоту экологическую культуру каждого члена общества, а это возможно сделать, прежде всего, через образование и выработку экологического мышления. Предстоит достигнуть всеобщего понимания, что существование и развитие человечества возможно только при условии восстановления экологической чистоты его среды обитания и гармоничного взаимодействия с ней, необходимо сформировать способность проектировать свою жизнедеятельность на основе экосистемного подхода и принципов экологической безопасности.
Вторая конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) провозгласила в итоговом документе «Повестка дня на 21 век» программу реализации устойчивого развития, которая была подтверждена на Всемирном саммите по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002). В ее материалах подчеркивается, что важнейшим механизмом обеспечения устойчивого развития природы и общества является образование. ООН объявила десятилетие 2005–2014 гг. Декадой образования в интересах устойчивого развития, которая призвана способствовать общественному пониманию важности образования в интересах устойчивого развития.
В 2005 г. Европейская экономическая комиссия ООН приняла Стратегию в области образования в интересах устойчивого развития, суть которой состоит в том, чтобы перейти от простой передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к способности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем и социальных структур. В настоящее время образование в интересах устойчивого развития продолжает формироваться в качестве всеобъемлющей программы, позволяющей решать вопросы индивидуализации образования, а также связанные между собой экологические, социальные и экономические проблемы. Это подтверждено принятием Боннской декларации в рамках Всемирной конференции ЮНЕСКО (2009).
Сегодня экологическое образование связано с интеграционными процессами в обществе. Не вызывает сомнения тот факт, что невозможно решать экологические проблемы без комплексного решения проблем экономики, политики, культуры и т.д. Концепция устойчивого развития в данном случае выполняет фундаментальную роль, ориентируя развитие мировой культуры на гармонизацию жизнедеятельности человека, социальных и социоприродных отношений.