Всемирный день туризма 2023

Тема 27 сентября 2023 года — «Туризм и зеленые инвестиции». Этот девиз напоминает, что для восстановления и развития туризма нужно не просто больше средств, нужно инвестировать разумно: в людей, планету и процветание.

Туризм принял на себя всю тяжесть пандемии и последующего кризиса. Объемы международных инвестиций в отрасль резко упали: с 48,5 миллиарда долларов США в 2019 году до всего 12,6 миллиарда в 2020 году. Этот неожиданный удар практически парализовал весь туристический сектор. На всех прогрессивных инициативах устойчивого развития и противодействия изменениям климата пришлось поставить крест. Перед отраслью встал вопрос простого выживания. Как результат сокращения инвестиций, за 2020–2021 гг. занятость в сфере туризма сократилась на 70%.

Наименьший урон понесли туристические стартапы, в очередной раз продемонстрировав преимущества такой модели. Сравнительно небольшие, гибкие компании, изначально готовые к высоким рискам легче перенесли кризис, а их инвесторы не так сильно сократили финансирование. Однако и здесь не обошлось без потерь. Уровень финансирования достиг минимума за последние 4 года, а число компаний-«единорогов» (с рыночной стоимостью более 1 миллиарда долларов США) сократилось.

Устойчивое восстановление и дальнейшее развитие туризма возможно при устойчивом финансировании. Не только стабильном и прогнозируемом, но и разумном. Приоритет в финансировании должны получить проекты, работающие на людей (образование и повышение квалификации), планету (устойчивое развитие инфраструктуры и «зеленая» трансформация) и процветание (инновации, технологии и предпринимательство).

Инвестиции в людей: развитие образования и профессиональной подготовки. Туризм — мировой лидер в сфере занятости. В 2019 году каждый десятый человек на планете работал в сфере туризма. Сфера лидировала по вовлеченности женщин и молодежи. Однако, из-за низкой доступности образования и специальной подготовки во многих регионах их участие в инновационных перспективных проектах затруднено. Это тормозит и развитие отрасли, и рост благосостояния людей. В сфере образования существует и диспропорция — в большинстве учреждений готовят только специалистов гостиничного бизнеса. Для устойчивого развития туризма отрасли понадобятся миллионы работников ежегодно вплоть до 2030 года, а кадров высокой квалификации — около 800 тысяч.

Инвестиции в планету: зеленая трансформация туризма. Развитие туристической инфраструктуры не только улучшает качество предоставляемых услуг, но и помогает достичь Целей устойчивого развития. К сожалению, эта область десятилетиями финансировалась по остаточному принципу. Туристическая инфраструктура достаточно серьезно влияет на окружающую среду. Гостиницы и отели ответственны за 1% всех мировых выбросов углерода, и потребляют большое количество воды и электроэнергии. Более экологичная инфраструктура, энергоэффективные инновационные решения и развитие альтернативных форм туризма не получают тот объем средств, который необходим для устойчивой трансформации всей отрасли. Инвестиции, направленные на интеграцию в туризм устойчивых практик и технологий, принесут долгосрочную пользу по многим направлениям: экономическая эффективность, изменения местного законодательства, достижение локальных ЦУР, положительный имидж компании и, конечно же, удовлетворенность клиентов.

Инвестиции в процветание: поддержка инноваций и предпринимательства. Инновации и цифровизация — мощнейший драйвер развития. Сами по себе они не являются целью, но становятся средством, помогающим многократно повысить эффективность развития любого проекта. Это касается как крупных международных компаний, так и малого и среднего бизнеса. Более того, развитие женского предпринимательства — это путь к положительным изменениям. Согласно данным ЮНВТО, 54% занятых в сфере туризма — женщины, в то время как в среднем во всем мире этот показатель равен 39%. Многочисленные истории успешного развития уже показали, что женщины-предприниматели способны подстегнуть экономический рост и внести значительный вклад в искоренение бедности.

Инвестиции — ключевой компонент для восстановления и развития туристической отрасли. И если мы хотим развития по-настоящему инновационного, устойчивого туризма, то и инвестиции в него должны быть такими же. «Зеленый» туризм — неотъемлемая часть «зеленой» экономики будущего. Для того чтобы сделать его таким, нам нужны всего два элемента: Туризм и зеленые инвестиции.

Всемирный день туризма отмечается ежегодно 27 сентября. Эта дата была выбрана в честь принятия Устава Всемирной туристской организации в 1970 году. Кроме того, дата имеет и символическое значение: в конце сентября подходит к концу туристический сезон в северном полушарии, и открывается — в южном.

Среди задач организации — продвижение роли туризма в глобальном контексте. Туризм это драйвер для развития экономики, роста благосостояния и образованности населения, важный инструмент для развития социальных, культурных международных связей. Сотрудничество государства и частного сектора, научных и исследовательских учреждений, гражданского общества и организаций ООН позволит создать конкурентоспособную, процветающую туристическую отрасль, содействующую устойчивому развитию.

Экологический туризм попал в поле зрения ЮНВТО в начале 1990-х годов. Согласно определению организации, экотуризм обладает следующими признаками:

  • Главная цель экотуризма — бережное и уважительное наблюдение за природой, знакомство с традиционной культурой.
  • Экотуризм имеет образовательную и воспитательную функции.
  • В большинстве случаев услуги предлагают малые турфирмы для небольших групп.
  • Влияние человека на природу и культурную жизнь местного населения стараются свести к минимуму.
  • Помогает сохранять природу и быт коренного населения.

История самого понятия тесно переплетена с движением по охране дикой природы. Идея экотуризма заключается в том, чтобы с его помощью привлечь внимание к проблемам сохранения хрупких экосистем, и поспособствовать развитию заповедных территорий. Опыт показал, что такой подход себя оправдывает.

В 1977 году в Кении была запрещена коммерческая охота. Последующие исследования показали, что уже к началу 80-х прибыль от экологического туризма полностью покрыла ожидаемые убытки. В те же годы ученые, исследуя биоразнообразие, привлекли интерес общества к коралловым рифам и тропическим лесам. В эти живописные уголки потянулись не только исследователи, но и кинодокументалисты, а за ними — и любители природы. Местные жители, нанимаясь проводниками и гидами, быстро разбогатели, и вскорости в таких странах, как Коста-Рика или Эквадор, процветало уже несколько небольших компаний, специализирующихся на экологическом туризме. По всему миру предприниматели разрабатывали свои собственные маршруты на любой вкус и для всех возрастов.

Международные туристические компании, интересовавшиеся охраной природы, обратили внимание на эту сферу в 80-е годы. В обществе все больше росла популярность досуга на свежем воздухе и путешествий, интерес к пешим и велопрогулкам подогревали такие акции, как День Земли. Владельцы этих компаний предположили, что могут не только извлекать прибыль, но и вкладывать ее в местные фонды по защите природы, финансировать заповедные зоны. Оказалось, что нанимать в штат местных работников не только выгодно, но и позволяет развивать местную инфраструктуру и повышает благосостояние жителей. Пионерами в индустрии были компании, организовавшие экотуры в Галапагос, Коста-Рику, Кению и Непал.

Уникальной чертой экотуризма стало то, что бизнесу становится выгодно инвестировать в свой источник прибыли, а именно охрану дикой природы, уникальных ландшафтов и биоразнообразия. К сожалению, экологический туризм — это просто идея, а не четкий бизнес-проект, поэтому иногда под этим словом встречаются практики, не отвечающие базовым принципам устойчивости. Для строительства отелей, ресторанов и развлекательных комплексов могут разрушаться экосистемы, и вся прибыль — принадлежать собственнику, и никак не улучшать благосостояние местных жителей. Часто такое поведение — не результат злого умысла, а всего лишь недостаточное понимание термина.

Первые попытки создать свод правил или принципов экотуризма были предприняты в 90-х годах и продолжаются до сих пор. Из-за специфики отрасли единый международный свод правил создать сложно, для каждого региона должны учитываться его особенности. Все предложенные правила и рекомендации носят добровольный характер, и их соблюдение остается только на совести туроператора. Единственная страна, успешно внедрившая сертификацию экологического туризма, — Австралия.

Беларусь — привлекательная страна для экологического туризма. Здесь сохранилось множество нетронутых лесов, знамениты Беловежская пуща и ее легендарный обитатель — исполин зубр. Известны по всему миру уникальные водно-болотные угодья, привлекающие не только туристов, но и ученых. Самое знаменитое — болото Ельня.

И этот туризм в полной мере можно считать экологическим. Он помогает сохранению природы, приносит прибыль охранным территориям. Наблюдение за редкими птицами, животными и растениями обогащает посетителей новыми знаниями и эмоциями. Развивается местная инфраструктура, появляются новые возможности для заработка у сельских жителей.

К экологическому относится и сельский туризм, бурно развивающийся в стране. Те агроусадьбы, что сконцентрированы на ведении классического хозяйства, ремеслах и традиционной культуре, отвечают всем критериям, установленным ЮНВТО.

Регулярно выходят в свет книги и статьи об экологическом и сельском туризме, на научных конференциях рассматривают как практический опыт, так и теоретические обоснования явления. Специалистов интересуют не только экономические и статистические показатели, но и та выгода, которую трудно подсчитать: вклад туризма в сохранение природы, его значение для общества и культуры. С материалами конференций последних лет, публикациями ученых Беларуси и всего мира, статистическими сборниками можно познакомиться в ЦНБ НАН Беларуси.

По материалам unwto.org, un.org. Источник фото www.massif-des-vosges.com и unwto.org