День моряка 2023

Тема 25 июня 2023 года — «Моряки, MARPOL и морская природа». Этот девиз напоминает нам о той роли, которую играют в защите морской природы простые моряки.

Эта тема выбрана в унисон с темой Всемирного дня моря. 50 лет назад была принята Конвенция по предотвращению загрязнения с судов. MARPOL — без преувеличения значимое достижение, за эти полвека удалось существенно снизить наше негативное влияние на окружающую среду. Строгое соблюдение положений конвенции защищает море и его обитателей, а также воздух от загрязнения нефтью, вредными химикатами, отходами и обычным мусором.

Но такие международные соглашения — это вовсе не панацея. В мощный и эффективный инструмент конвенцию превращают те, кто обеспечивает ее соблюдение, в первую очередь — сами моряки. Они ответственны за правильную эксплуатацию оборудования на корабле, отсутствие поломок и утечек. Они же контролируют работу очистных установок — фильтров выхлопных газов, систем очистки сточных вод и так далее. Наконец, моряки ответственно относятся к своему быту. Стараются меньше сорить и ни в коем случае не выбрасывать отходы за борт.

Традиционно ИМО предлагает всем морякам отметить профессиональный праздник в соцсетях. В своих походах моряки постоянно сталкиваются с морской природой, и могут поделиться красивыми фото, сделанными в пути. Хештег кампании 2023 года — #OceansWorthProtecting.

Но красотами природы можно не ограничиваться. Морская организация предлагает морякам рассказать, какой вклад они вносят в защиту природы. Показать специальное оборудование, установленное для этого на их кораблях, и объяснить, как оно работает. Рассказать о специальной подготовке, инструктажах и тренировках. О тех правилах, которых они придерживаются для утилизации мусора и отходов.

Работники портов и верфей в свою очередь могут поделиться тем, как строят и обслуживают корабли с учетом экологических норм. Как принимают с кораблей мусор и опасные грузы. А широкая общественность может принять участие в кампании, делясь снимками морских и прибрежных экосистем, морских животных и птиц, которые нуждаются в нашей защите.

Защита нашей общей планеты — это не разовая акция или мероприятие. Это образ жизни, направленный на мирное и комфортное для всех сосуществование с природой. Работники торгового флота могут послужить нам в этом примером. Целых полвека к всеобщей выгоде сосуществуют Моряки, MARPOL и морская природа.

В 2010 году Государства-члены Международной морской организации подписали на конференции в Маниле резолюцию № 19, послужившую основанием учреждения этого профессионального праздника. В 2016 году участницей Международной морской организации стала и Беларусь.

Далеко не все члены ИМО имеют выход к морю и хорошо развитые порты. Но так или иначе все зависят от морской торговли. 80% всех международных перевозок приходится на торговый флот. Кроме того, в экипаже корабля под флагом одной страны могут состоять люди самых разных национальностей.

Крупнейший «поставщик» рабочей силы для морского флота — Филиппины. На втором месте — Российская Федерация. 10% всех моряков в мире — граждане России. Всего в отрасли на 2021 год работают 1,9 миллиарда человек. Многие опасаются за будущее профессии. Внедрение цифровых технологий и проекты беспилотных судов вызывают у моряков тревогу. Однако, согласно статистике, в мире растет потребность в квалифицированном персонале с международной сертификацией. На 2021 год экипажам кораблей не хватает более 25 тысяч таких работников. В особенном дефиците — технические специальности.

Обеспечение гендерного равенства на флоте — один из приоритетов ИМО. Несмотря на то, что моряк — это традиционно мужская профессия, доля женщин на флоте повышается. 1,28% моряков с международной сертификацией — женщины. За последние пять лет число женщин в профессии выросло почти на 50%. Большинство из них заняты в сфере пассажирских перевозок.

Внушает оптимизм и то, что несмотря на все вызовы, число кораблей в мире растет. Опасения вызывает только устаревание флота. Упали объемы вывода из эксплуатации устаревших кораблей и сдача их на переработку. Судовладельцы считают, что большую выгоду им принесет использование таких судов. Устаревшие суда возрастом более 10 лет не только могут быть изношенными и в аварийном состоянии. Как правило, они не соответствуют современным стандартам качества и сильнее загрязняют окружающую среду.

Кроме того, сами корабли становятся больше. Это не только результат развития науки и техники, это последствия политики транспортных компаний. Крупнотоннажные суда более выгодны при международных перевозках. Однако из-за них растет нагрузка на порты и страдает эффективность логистики. Инцидент с Ever Given, заблокировавшим Суэцкий канал, показал, насколько серьезные проблемы могут создать такие корабли в случае аварий. А также необходимость комплектовать их профессиональными, высоко мотивированными кадрами.

Работа моряка никогда не была простой. Но пандемия COVID-19 ударила по ним особенно сильно. Многие страны мира давно полагались на хорошо налаженную международную торговлю. Коронавирусные ограничения разрушили эту систему, и перед всем миром встала угроза дефицита жизненно важных товаров — продовольствия и медикаментов. Несмотря на все то значение, которое имеет торговый флот для решения этой проблемы, экипажи кораблей вынуждены подчиняться тем же ограничениям, что и все остальные. Даже в 2021 году встречались случаи, когда при обнаружении на корабле коронавируса, судно отказывались принять все порты, фактически бросая экипаж на произвол судьбы.

Чтобы сохранить международную торговлю и не разрушать цепочки поставки важных товаров, нужно в первую очередь озаботиться здоровьем и благополучием моряков. Несмотря на все прилагаемые усилия, их положение продолжает ухудшаться. Чтобы преодолеть этот кризис, ИМО обращает внимание на ключевые направления, которые требуют нашего внимания.

Во-первых, это вакцинация. По долгу службы моряки проводят длительное время в ограниченном пространстве, что создает идеальные условия для вспышек болезней, особенно коронавируса. Также их работа предусматривает далекие путешествия и контакт с самыми разными людьми, что угрожает быстрым распространением болезней. Моряки должны получить приоритет при распределении вакцины. Примером может послужить Бельгия, организовавшая кампанию по внеочередной вакцинации всех моряков, заходящих в ее порты, вне зависимости от принадлежности судна.

Смена экипажа. По международным нормам смена экипажа должна проходить раз в месяц. Максимальный срок, который морякам разрешено непрерывно находиться в море — 11 месяцев. Эта привычная рутинная процедура во время коронавируса значительно усложнилась. Некоторые порты вообще отказались принимать новые суда, другие — запрещают морякам покидать свои корабли. Из-за длительных процедур карантина грузоперевозчики несут убытки. Заложниками ситуации стали тысячи людей, запертые как в море, так и на суше. Международное право гарантирует бесплатную репатриацию всем морякам, оказавшимся в далекой стране. Но даже это право оказалось сложно реализовать. Морякам требуется признание их ключевыми работниками, упрощенные процедуры карантина и оформления документов.

Гибкие маршруты. В случае, если порт отказывается принять судно, его владельцы должны оперативно среагировать и перенаправить корабль в другое место. Моряки не должны быть брошены в море в полной неизвестности. Судовладельцы, транспортные и логистические компании должны разработать соответствующие инструменты, чтобы упростить и ускорить принятие таких решений.

Международные договоренности. Все страны и участники международной торговли должны вовремя принимать актуальные законы и поправки к ним, чтобы полностью выполнять свои обязанности по обеспечению непрерывного судоходства и достойных условий труда моряков. Должна быть обеспечена соответствующая инфраструктура и контроль за исполнением обязательств на местах.

Концепция «одного окна». В портах необходимо ввести систему, с помощью которой все необходимые документы и формальности будут обработаны в едином международном формате и в одной точке контакта. ИМО уже более 50 лет работает над стандартизацией документов, и сейчас, с развитием цифровых и биометрических систем, ввести единый стандарт можно будет уже к 2024 году.

Открытый обмен информацией. Необходимо продолжать и улучшать диалог между общественностью и грузоперевозчиками. Открытый обмен опытом и обсуждение имеющихся проблем отрасли позволят быстрее и эффективнее решать те сложности, которые стоят перед моряками.

Болезни и происшествия в море. Все рекомендации и инструкции на случай внештатных ситуаций и вспышек болезней, особенно коронавируса, должны регулярно обновляться. Запасы необходимых медикаментов и средств первой необходимости должны быть достаточны, чтобы справиться с самыми тяжелыми случаями. Обновление и пополнение запасов должно проходить безо всяких препятствий в любом из портов.

Решение всех этих задач возможно только при равном и открытом сотрудничестве всех сторон. Совместными усилиями мы сможем гарантировать достойные условия жизни и труда тем людям, от которых во многом зависит наше здоровье и благополучие — морякам торгового флота. Это один из главных принципов устойчивого развития: Никого не оставлять позади!

По материалам http://www.imo.org/