Всемирный день моря 2023

Тема 28 сентября 2023 года — «Конвенция МАРПОЛ — 50 лет верным курсом». Этот девиз посвящен юбилею Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов.

МАРПОЛ — самое важное международное соглашение о защите окружающей среды в сфере морских перевозок. Принятие конвенции в 1973 году стало поворотным моментом в отрасли. Безопасность в морском походе не ограничивается безопасностью судна, его экипажа, груза и пассажиров. Точно такую же важность имеет и безопасность для окружающей среды — морей и океанов, атмосферы, побережий. Безопасность морских перевозок — это безопасность всей нашей планеты.

Конвенция возникла как реакция на катастрофические разливы нефти с танкеров, но с тех пор она непрерывно развивается. Сейчас МАРПОЛ и ее приложения учитывают все формы загрязнения: не только нефтью, но и другими вредными веществами, перевозимыми наливом или в упаковке; сточными водами и мусором; неизбежное загрязнение атмосферы выхлопными газами. Кроме того, были достигнуты строгие нормы энергоэффективности судов. Также ИМО получила возможность вводить в особо важных и уязвимых регионах еще более жесткие ограничения.

Расширяющийся свод правил и документов — не единственные достижения конвенции. В мире удалось полностью запретить перевозку нефтепродуктов в однокорпусных танкерах, для которых любое повреждение корпуса означало неминуемую экологическую катастрофу. При перевозке опасных грузов теперь обязательно наличие средств защиты и предотвращения аварий, специфичных для каждой конкретной угрозы (пожаро- и взрывоопасность, ядовитость и др.). Любые потенциально опасные грузы должны особым образом маркироваться, и перечень этих веществ и маркировок постоянно обновляется, не отставая от развития промышленности и ее нужд.

Сточные воды сейчас полностью запрещено сливать в воду без очистки. Каждый корабль должен быть оборудован либо системой безопасного хранения отходов, либо сертифицированной системой их очистки. Сточные воды разрешается сливать только в портах и только на специальном оборудовании для их очистки и утилизации. В будущем предполагается вообще запретить корабельные системы очистки, и утилизировать отходы только в портах, на оборудовании, которое проще обслуживать и следить за его исправностью. Мусор выбрасывать в открытом море также запрещено. Редкие исключения — для безопасного мусора и специальных зон, где разрешено его затопление. Особенно строго регулируется обращение с пластиковым мусором.

Из года в год МАРПОЛ ужесточает требования к энергоэффективности судов. Но кроме выбросов углерода, выхлопы судов представляют и другую опасность. Как правило, топливом для них служит мазут и другое тяжелое топливо, в котором высоко содержание серы и азота. Значимым достижением стало принятие в 2020 году беспрецедентно жесткого стандарта, требующего снизить содержание серы в топливе с 3,5% до 0,5%. Результат колоссальных усилий, приложенных для реализации этой меры, удивил всех. За все время после принятия ограничений было зарегистрировано всего несколько случаев нехватки топлива и почти ни одной попытки обойти запрет. Такой успех позволяет с оптимизмом смотреть на обязательства, принятые ИМО в области сокращения эмиссии парниковых газов. Предполагается снизить их на 50% до 2050 года.

ИМО всегда декларировала глобальный, комплексный подход. Стандарты должны быть справедливы и одинаковы для всех. Но в организации также понимают, что некоторые районы Земли нуждаются в усиленной защите. Апофеозом работы в этом направлении стало принятие в 2017 году Полярного кодекса, устанавливающего требования к судам, действующим в полярных регионах — Южном и Северном. Кодекс равно обеспечивает безопасность кораблей, экипажей и окружающей среды.

Одна из важнейших черт МАРПОЛ, позволившая достигнуть столь впечатляющих результатов, это наличие четко определенных инструментов, позволяющих следить за исполнением требований конвенции. Все страны, ратифицировавшие конвенцию, обязаны на законодательном уровне следить за ее исполнением, а проверяющие органы наделены правом штрафовать, отказывать в лицензировании или иначе законным образом влиять на недобросовестных грузоперевозчиков.

Принятие конвенции 50 лет назад стало той отправной точкой, с которой мировое сообщество перестало ограничиваться выражением озабоченности, а предприняло конкретные шаги ради общего блага планеты и человечества. Благодаря Конвенции МАРПОЛ мы уже 50 лет идем верным курсом.

Всемирный день моря отмечается ежегодно в последнюю неделю сентября. Каждая страна в отдельности может выбрать любую дату, в 2023 году официальные мероприятия Международной морской организации (ИМО) назначены на 28 сентября.

День посвящен развитию безопасного, эффективного и устойчивого судоходства. Когда речь заходит о вреде морского флота для экологии, обычно вспоминаются масштабные катастрофы, связанные с разливами нефти, но на самом деле корабли влияют на окружающую среду не только этим.

С момента своего создания в 1958 году ИМО уделяла особое внимание вопросам охраны окружающей среды. 90% всей международной торговли приходится на морские суда. Это одновременно самый эффективный экономически и самый дружелюбный к природе метод. Вклад торгового флота в образование парниковых газов меньше, чем у автомобилей, а бесспорное лидерство принадлежит, конечно, энергетическому сектору и промышленности.

Главный инструмент для обеспечения экологичности грузоперевозок — Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL). Этот документ постоянно обновляется, и направлен не только на предупреждение утечек нефти, топлива и других вредных химикатов. Также конвенция осуществляет контроль за утилизацией бытовых отходов и мусора на кораблях, и уменьшение загрязнения воздуха.

Конвенция четко описывает требования безопасности при перевозке опасных грузов, в том числе нефти. Это и технические требования к проектированию судов, и инструкции по разработке транспортных маршрутов, и стандарты техники безопасности и подготовки моряков. С 80-х годов общий объем морской торговли вырос на 135%, в то время как частота аварий и разливов нефти упала с около 25 в год до всего 3. Также ИМО разработана и внедрена международная система, позволяющая оперативно и эффективно реагировать, когда аварии все же происходят, и минимизировать ущерб.

Рано или поздно у всех кораблей заканчивается срок службы. Еще один способ уменьшить загрязнение природы — отправлять их на переработку. Суда состоят в основном из стали и других сплавов, пригодных к полной переработке. За соблюдением стандартов качества в индустрии, прав работников отрасли также следит ИМО.

Загрязняют корабли и воздух. Как и весь транспорт, они являются источниками парниковых газов. Несмотря на то, что углеродный след флота невелик — всего около 2,7% от мирового, конвенцией MARPOL предусмотрены меры по его снижению. ИМО разработан и внедрен индекс энергоэффективной конструкции. Его можно считать первым механизмом, регулирующим углеродные выбросы, принятым официально на международном уровне. Индекс устанавливает максимальное количество углерода, которое выбрасывает транспортное средство при перевозке одной тонны груза на одну морскую милю. В остальном индекс никак не ограничивает производителей судов, позволяя им выбирать любые энергоэффективные решения при проектировании. Дальнейшего повышения энергоэффективности предполагают добиваться, как предоставляя налоговые льготы экологически ответственным перевозчикам, так и внедряя новые альтернативные виды топлива — газовые, гибридные и даже водородные двигатели.

Еще одна сложность — обыкновенный мусор. Экипаж и пассажиры корабля, находясь в море, производят те же отходы, что и все остальные люди. MARPOL удалось установить правила утилизации таких отходов, и, что самое важное, полностью запретить сброс в океан пластика. Несмотря на достигнутый результат, еще многое предстоит сделать. Одна из самых серьезных проблем — отсутствие во многих портах необходимой системы сбора и утилизации отходов с кораблей.

Тем не менее, некоторый мусор все же можно выбрасывать в воду в местах, где это разрешено. К ним относятся различные биологические легко распадающиеся отходы, как, например, отходы рыболовства. Можно затапливать габаритные нейтральные материалы, состоящие из бетона, стали или других неядовитых веществ. Каждое такое допущение оговаривается отдельно, и зоны, в которых сброс мусора разрешен, устанавливает ответственная за территорию страна или организация.

Значительная проблема, с которой мореплаватели столкнулись еще в древние времена, это обрастание днища корабля разными морскими организмами и водорослями. Это ухудшает характеристики корабля (и его энергоэффективность), способствует разрушению корпуса. Кроме того, создается угроза распространения инвазивных морских видов и потенциально опасных бактерий. Для борьбы с этим используются специальные покрытия и краски, содержащие токсичные элементы. ИМО, прекрасно осознавая необходимость такого подхода, все же добилась запрещения наиболее токсичных веществ, способных накапливаться в воде и донных отложениях.

В современных кораблях в качестве балласта используется вода, закачиваемая в специальные емкости. Они также могут стать источником загрязнения воды, или послужить причиной распространения инвазивных животных и бактерий, потенциально опасных и для человека. Конвенцией MARPOL регулируются правила управления балластом, не допускается сброс загрязненной воды.

Опасность распространения чужеродных видов очевидна. Одна только речная дрессена ежегодно наносит в США экономический ущерб в миллиард долларов. Проникновение гребневика мнемиопсис в Черное и Азовское моря нанесло непоправимый ущерб. По прогнозам специалистов, естественное состояние экосистем в этих морях уже никогда не восстановится.

Опасность, которую могут представлять еще неизвестные инвазивные морские виды, не известна. Результаты исследования 7 самых опасных видов в 2004 году показали, что только их влияние наносит ущерб в 10 миллиардов долларов ежегодно. Угроза же, которую могут представлять патогенные и токсичные микроорганизмы, если вода с ними попадет в водопровод или канализацию крупных городов, вообще не поддается оценке. ИМО придерживается превентивного подхода: проще предотвратить, чем бороться с проблемой.

Устойчивое развитие судоходства, таким образом, позволит не только сократить до минимума загрязнение мирового океана, но и также внести свой вклад в борьбу с изменением климата, распространением инвазивных видов. Судоходство создает рабочие места не только для непосредственно моряков, но и работников верфей, портов, конструкторских организаций. Все это позволит еще на шаг приблизиться к лучшему будущему, в котором человечество будет процветать не просто вместе с планетой, а как ее гармоничная часть.

По материалам www.un.org. Источник фото www.flickr.com и www.un.org/ru/