"ЗЕЛЁНАЯ БЕЛАРУСЬ"

№ 9 (79), Сентябрь, 2010, Минск, Беларусь

Новые поступления
США: экология и устойчивое развитие
Экоинформация

------------------------------------------------------
Новости

  •  

В Беларуси к 2012 году разработают опытную технологию производства топливного этанола

В Беларуси к 2012 году планируется разработать опытную технологию производства топливного этанола. Об этом говорится в Стратегии развития энергетического потенциала Республики Беларусь, которая утверждена постановлением Совета Министров №1180 и рассчитана на период до конца 2020 года, сообщает корреспондент БЕЛТА. Текст документа опубликован на Национальном правовом портале.
Предполагается разработать отечественную опытно-промышленную установку, которая будет производить биотопливо для бензиновых двигателей на основе этилового спирта. К 2015 году ежегодный объем производства этанола в республике может составить 50 тыс.т.
Как отмечается в стратегии, Беларусь имеет значительный потенциал для внедрения технологий производства топливного этанола. Для его получения могут использоваться отходы сахарного производства, крахмальной и целлюлозной промышленности. Для внедрения технологий производства топливного этанола требуется главным образом соответствующая реконструкция спиртовых заводов, что обеспечит минимальный объем необходимых инвестиций. Перед исполнителями проекта стоит задача организовать производство дешевого топливного этанола с минимальными затратами.

http://news.tut.by,
26.08.2010

  •  

Продажи бензина в День без автомобиля в Беларуси снизились на 12%

В Беларуси в День без автомобиля 22 сентября продажи бензина снизились примерно на 12% по сравнению с 15 сентября. Об этом сообщили корреспонденту БЕЛТА в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды.
По данным концерна "Белнефтехим", в день акции объем реализации автомобильного топлива (по сравнению с 15 сентября), в том числе бензина, сократился примерно на 12%, дизельного топлива – на 8%. Это позволило предотвратить выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в объеме около 250 т.
Акция "День без автомобиля" направлена на привлечение внимания общественности к проблеме выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспорта. Как и в других странах, в Беларуси эта идея рассчитана не на один день, а на долгосрочную перспективу. Решение проблемы выбросов в окружающую среду от транспорта и уменьшение негативного влияния на здоровье населения зависит также от обновления парка большегрузных автомобилей, автобусного парка, повышения качества топлива, соответствующего экологическим требованиям и нормативам, совершенствования городской инфраструктуры, строительства многоуровневых развязок, создания инфраструктуры для развития велосипедного транспорта. Должна развиваться система общественного транспорта, особенно электрифицированного.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды благодарит Министерство юстиции, Минтранс, МВД, Минский городской и облисполкомы за поддержку акции. "Руководители этих ведомств на личном примере доказали свою заботу об охране окружающей среды", – отметил министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Владимир Цалко.
Минприроды представило данные, как прошел День без автомобиля в Минске, областных центрах, других крупных городах Беларуси. Так, в Минске наблюдалось снижение количества транспортных средств в отдельных районах от 10% до 20%, что подтверждается данными мониторинга атмосферного воздуха, проводимого Республиканским центром радиационного контроля и мониторинга окружающей среды Минприроды. Отмечено существенное (в 1,5-3 раза) снижение концентраций диоксида азота и формальдегида (основные загрязнители от автомобильного транспорта). По данным стационарных наблюдений, в 12 контролируемых районах города превышений нормативов качества не зафиксировано.
Также 22 сентября в столице работали девять мобильных постов городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с УГАИ МВД по контролю за уровнем токсичности и дымности отработавших газов автомобилей. Проверено более 500 единиц транспорта, 79 автовладельцев привлечены к административной ответственности. Примерно 25% работников крупных предприятий (МАЗ, МТЗ, "Атлант") отказались от использования автотранспортных средств.
В Могилеве в районах пересечения улиц Димитрова и Мовчанского концентрации формальдегида 22 сентября были вдвое ниже, чем 21 сентября. Уменьшение содержания в воздухе оксида углерода и диоксида азота в этом районе незначительное. Было замечено снижение автотранспорта на дорогах по сравнению с 15 сентября примерно на 10%. В акции приняли участие 22 города Могилевской области. На 14% снизился объем реализованного топлива (по сравнению с 15 сентября).
Снижение концентраций оксида углерода на 40% отмечено в Бресте в зоне отдыха (парк 1 Мая). Концентрации диоксида азота и формальдегида в районах автодороги с интенсивным движением транспорта (бульвар Космонавтов) и зоне рекреации (ул. Ленинградская) были несколько выше, чем 21 сентября.
В День без автомобиля в Гомеле концентрации диоксида азота в районах автодороги с интенсивным движением транспорта и Кузнечного моста были в 2-4 раза ниже, чем в предыдущие дни. Содержание в воздухе оксида углерода и формальдегида существенно не изменилось. На 8-8,5% снижено количество автотранспорта на дорогах, проведено девять велопробегов, в которых приняли участие более 3,5 тыс. человек. В акции участвовал 21 город области.
В Гродно отмечено снижение (на 15-20%) содержания в воздухе контролируемых веществ – в районе Старого замка и пересечения улиц Поповича – Советских пограничников. В районе перекрестка улиц Белуша и Восточная отмечено незначительное (до 9%) снижение содержания в воздухе оксида углерода. На 10-11% снижено количество автотранспорта на дорогах. Акция проведена в 18 городах региона. Пассажиропоток увеличился на 6%.
Во всех точках отбора проб в Витебске отмечено снижение (на 10-30%) концентраций диоксида азота и формальдегида. Рост содержания в воздухе (на 11-33%) оксида углерода зафиксирован в районах пл. Свободы и гимназии №1. В Орше наибольшее снижение (в 1,5-2 раза) концентраций отмечено в центральной части (пл. Ленина) и в районе профилактория льнокомбината. В Новополоцке существенное снижение концентраций диоксида азота зафиксировано в районах автовокзала (ул. Блохина) и парка отдыха (ул. Молодежная), концентрации оксида углерода здесь понизились на 15-20%. В Полоцке в зоне отдыха (ул. Скорины) зарегистрировано значительное снижение содержания в воздухе диоксида азота и формальдегида: концентрации были ниже предела обнаружения. Снижение (в 1,7-2 раза) уровня загрязнения воздуха этими вредными веществами отмечено также в районе автодороги с интенсивным движением транспорта (ул. П.Бровки).

www.belta.by,
23.09.2010

  •  

В Беларуси хотят построить ветропарки до 300 МВт

В Беларуси в 2011-2015 годах могут быть построены ветропарки суммарной мощностью до 300 МВт. Об этом говорится в Стратегии развития энергетического потенциала Республики Беларусь, которая утверждена постановлением Совета Министров №1180 и рассчитана на период до конца 2020 года.
Как отмечается в документе, на территории Беларуси выявлено 1840 площадок для размещения ветроустановок с теоретически возможным энергетическим потенциалом более 1,6 тыс. МВт. В 2009 году суммарная установленная мощность ветроэнергетических установок составила 1,2 МВт с объемом замещения 0,4 тыс.тут.
В 2011-2014 годах в Дзержинском районе Минской области планируется построить ветропарк электрической мощностью 160 МВт.
По данным стратегии, энергетический потенциал использования солнечной энергии в Беларуси составляет до 10 тыс.тут. С учетом климатических условий страны основными направлениями использования энергии солнца станут гелиоводонагреватели и различные гелиоустановки для интенсификации процессов сушки и подогрева воды в сельскохозяйственном производстве и других бытовых целей. Так, в текущем году в Солигорском районе введена в эксплуатацию отечественная гелиоводонагревательная установка тепловой мощностью 160 кВт. Аналогичную установку планируется внедрить в пансионате "Озерный" Национального банка Беларуси.

http://news.tut.by,
25.08.2010

  •  

Белорусские болота переживают возрождение

Программа по восстановлению болотного ландшафта в Беларуси начала действовать четыре года назад. Один из проектов осуществляется при поддержке ФРГ. Репортаж с торфяника "Бартениха" о работе белорусских и немецких ученых.
Экологическая реабилитация белорусских болот началась в 2006 году. Соответствующее соглашение тогда подписали ПРООН, Глобальный экологический фонд и Совет министров Республики Беларусь. Фронт работ оказался настолько масштабным, что потребовалось объединить усилия многих стран, международных организаций и инициатив.
Проект, предусматривающий восстановление торфяников в Беларуси и применение концепции их устойчивого управления, финансирует Федеративная Республика Германия. Как осуществляется экологическая реабилитация болотного ландшафта? Репортаж из Воложинского района Минской области, где сейчас белорусские и немецкие ученые проводят работу по повторному заболачиванию торфяника "Бартениха".

Люди на болоте

Белорусские болота – это почти три миллиона гектаров. Более половины из них были осушены. Работа велась ударными темпами вплоть до развала Советского Союза. Колхозам нужны были дополнительные земли, стране – торф на топливо и удобрения. Но, как замечают экологи, польза от такого хозяйствования вышла весьма сомнительной.
Разрушена естественная среда обитания населяющих болота животных и растений, из-за чего многие виды оказались на грани исчезновения. Торфяные пожары стали настоящим бичом для экономики и экологии страны. Мелиорация повлияла и на изменение климата на всей планете.
Немецкий ученый Мертен Минке (Merten Minke), который проводит исследования на торфянике "Бартениха", поясняет: болота накапливают в себе углерод. После их осушения, все эти накопления попадают в атмосферу, что усиливает парниковый эффект. "По расчетам специалистов, примерно 10% выбросов углекислого газа в атмосферу сегодня идет за счет осушенных болот", – говорит ученый.

Экологическая реабилитация

Мертен Минке работает в Беларуси в рамках проекта по восстановлению торфяников и снижению их воздействия на климат. Проект финансирует Федеративная Республика Германия.
Поддержку белорусским ученым оказывают немецкий Фонд имени Михаэля Зуккова (Michael Succow Stiftung) и Британское королевское общество по охране птиц. А реализуется проект параллельно с программой развития ООН по заболачиванию выработанных торфяников.
Координатор проекта с белорусской стороны, представитель общественной организации "Ахова птушак Бацькаўшчыны" ("Охрана птиц Отечества") Ирина Войтехович объясняет, что по планам заболочено должно быть 15 тысяч гектаров выработанных торфяников.
По словам эколога, нынешним засушливым летом в Беларуси обошлось без крупных лесных пожаров, что только доказывает необходимость и правильность работы по восстановлению болот.

Деньги за воздух

Еще одна цель проекта – доказать, что болото может приносить выгоду в своем первозданном виде. Исследования, которые проводит Мертен Минке, позволят оценить, насколько уменьшаются выбросы углекислого газа в атмосферу после вторичного заболачивания торфяников.
Подобный мониторинг еще никем не проводился, так что данные, полученные из белорусских болот, будут востребованы во многих странах, уверен ученый из Германии. Результаты своей работы Мертен Минке обещает обнародовать через год.
Ирина Войтехович не сомневается, что успех проекта гарантирует экономическую выгоду стране. Документально подтвержденное уменьшение выбросов парниковых газов позволит Беларуси продавать заинтересованным фирмам и компаниям неиспользованные углеродные квоты.
А полученные средства, замечает Ирина, станут хорошим финансовым подспорьем в дальнейшей реализации программы по восстановлению белорусских болот.

http://news.tut.by,
22.09.2010

 

-----------------------------------------------------
Новые поступления

В Центральную научную библиотеку им. Я.Коласа НАН Беларуси поступили новые издания по экологической тематике, которые могут представлять интерес для ученых, специалистов и общественности. С новыми поступлениями можно ознакомиться в Центре «Эко-Инфо».

  • Русан, В.И. Энергосбережение в АПК: методология, практика и эф­фективность: монография / В.И. Русан, С.С. Ходыко; под общей редакцией д.т.н., проф. Русана В.И. – Минск: УО БГАТУ, 2008. – 264 с.

В монографии представлены результаты исследования проблем энерго­обеспечения и энергопотребления в АПК и их влияние на окружающую среду. Разработаны методологические основы энергосбережения и снижения экологической нагрузки на окружающую среду. Систематизирована практи­ка энергосбережения и охраны окружающей среды, а также ее эффектив­ность и механизмы управления, которые могут быть использованы и в других отраслях народнохозяйственного комплекса.
Монография предназначена для специалистов и руководителей в облас­ти энергообеспечения, энергопотребления и энергосбережения в различных отраслях народного хозяйства, а также для научных и инженерно-технических работников, преподавателей и студентов университетов и колледжей, занимающихся проблемами эффективного использования топливно-энергетических ресурсов и охраной окружающей среды.

  • Потаев, Г.А. Экологическая реновация городов: монография / Г.А. Потаев. – Минск: БИТУ, 2009. – 173 с.

В монографии рассмотрены экологические проблемы городов, взаимосвязанность природных и урбанизированных компонентов городской среды; особенности ландшафтного подхода в градостроительстве; во­просы пространственной взаимосвязанности городов и пригородных тер­риторий; стратегия экологически оптимальной планировочной организа­ции систем расселения; особенности формирования и развития водно-зеленых систем городов; предложения по экологическому развития го­родских и пригородных рекреационных территорий; предложения по экологической реновации общественных центров, жилых, производст­венных территорий в городах; предложения по экологическому развития транспортной и инженерно-технической инфраструктуры городов; во­просы управления процессами экологического развития городов.
Монография предназначена для научных работников, аспирантов, работников проектных организаций, студентов и преподавателей архи­тектурных и градостроительных факультетов вузов.

  • Колбовский Е. Ю. Экологический туризм и экология туризма : учеб. посо­бие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Колбовский. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.

История рекреационной и туристской деятельности впервые рассмот­рена в связи со становлением культурного (рекреационного) ландшафта России. Изложены сложившиеся в последнее время подходы к оценке потенциала ресурсов и перспектив развития внутреннего туризма в Рос­сии. Описана методика комплексной оценки туристско-рекреационного потенциала территории. Понятие экологического туризма увязано с про­цедурой экологичного менеджмента в сфере туризма и рекреации. Особое внимание уделено проблеме воздействия различных видов туризма и рек­реации на окружающую среду, а также возможностям ландшафтного пла­нирования в сфере резервирования природных территорий для внутрен­него российского туризма и рекреации.
Для студентов высших учебных заведений.

  • Губская, Н.С. Участие общественности в принятии экологически значимых реше­ний (правовой аспект) / Н.С. Губская; Национальный центр законо­дательства и правовых исследований Республики Беларусь – Минск: Право и экономика, 2009. – 206 с.

Монография представляет собой комплексное исследование теоретико-правовых основ правового обеспечения участия общественности в принятии экологически значимых решений. Работа имеет сравнительно-правовой харак­тер, наряду с законодательством Республики Беларусь проанализирован ряд ме­ждународных документов, законодательство Российской Федерации, Украины и Европейского Союза. Исследовано право общественности на участие в принятии экологически значимых решений, его место среди иных прав граждан в области охраны окружающей среды; выявлены и обоснованы формы его реализации; проанализировано понятие «экологически значимые решения» и определен круг лиц, заинтересованных в принятии последних.

Адресуется работникам государственных органов, научным и педагогиче­ским работникам, студентам и аспирантам юридических и иных специальностей, а также всем, кто интересуется вопросами участия общественности в принятии экологически значимых решений.

 

-----------------------------------------------------
США: экология и устойчивое развитие

По материалам, предоставленным Информационным центром
посольства США

Энергия подземки – следующая инновация в области “умных сетей”?


В трудные для экономики времена снижаются доходы американского общественного транспорта. Государственное финансирование и пассажиропотоки сокращаются вместе с налоговыми поступлениями и доходами. Чтобы остаться на плаву, многим транспортным системам приходится повышать стоимость проезда и ограничивать оказываемые услуги.
Однако старая присказка “нужда всему научит” актуальна и в мире автобусов и поездов.
В Филадельфии, городе с населением 1,5 миллиона человек, Транспортное управление юго-восточной Пенсильвании (SEPTA) в сотрудничестве с местной компанией, специализирующейся на технологии “умных сетей”, изучает возможности использования энергии, образующейся при торможении поездов. Ожидается, что совместный пилотный проект с фирмой Viridity Energy будет ежегодно приносить метрополитену Филадельфии доход в 500 000 долларов. А при расширении проекта эта цифра может вырасти до миллионов.
В основе данной новаторской концепции использование аккумуляторных батарей или других накопительных устройств, устанавливаемых на электрических подстанциях, расположенных рядом с подземными путями. Устройства будут накапливать энергию, образующуюся при включении тормозов, и передавать ее поездам, которым нужно разгоняться. Это позволит метрополитену снизить расходы на электроэнергию.
Однако самое важное преимущество заключается в том, что избыток накопленной в батарее энергии можно продавать обратно в энергосистему. Разработанная Viridity компьютерная программа для “умных сетей” будет сообщать SEPTA, когда в местных сетях повышается потребность в электроэнергии (например, в жаркие летние месяцы, когда повсеместно работают кондиционеры), и устанавливаются благоприятные цены.
Это может стать новым источником доходов для SEPTA и других испытывающих нехватку денежных средств транспортных систем мегаполиса.

ЩАДЯЩАЯ КЛИМАТ ИНИЦИАТИВА

“Умная сеть” в метро поможет транспортной системе сократить выбросы парниковых газов. Взяв за точку отсчета 2009 год, SEPTA обязалась в период с 2010 по 2014 год ежегодно уменьшать свой углеродный след на 5 процентов. Совместный проект с Viridity Energy позволит системе добиться этой цели, считают официальные лица.
Современные подстанции уже возвращают образующуюся при торможении поездов энергию в подземную транспортную систему по надземным линиям или третьему рельсовому пути и используют ее для разгона поездов. Однако это возможно лишь в том случае, когда получающий электроэнергию поезд набирает скорость одновременно с торможением другого поезда, иначе энергия пропадает. По оценкам, в настоящее время не менее 80 процентов энергии, вырабатываемой тормозящими поездами, уходит в тепло.
“В частности, в Пенсильвании, где электроэнергия производится, главным образом на электростанциях, работающих на угле, имеет значение каждый киловатт-час, не доходящий до потребителя, – говорит Эрик Джохансон, занимающийся в SEPTA планированием стратегии и устойчивости. – По существу, мы будем использовать электроэнергию вторично”.
Еще одна потенциальная выгода, по словам Джохансона, заключается в том, что благодаря повторному использованию электроэнергии подземные транспортные системы смогут избегать перепадов напряжения в часы пик. Иногда из-за этой проблемы останавливаются поезда, и пассажиры испытывают неудобства.
В августе SEPTA получила от штата грант на закупку первой батареи, причем стоимость подобного устройства в настоящий момент составляет около миллиона долларов. Ожидается, что к следующему лету транспортная система будет готова к испытаниям своей новой технологии.
Транспортное управление также подало заявку на грант в размере 2,7 миллиона долларов от Федерального управления городского транспорта под названием “Инвестиции в транспорт для сокращения выбросов парниковых газов и снижения потребления энергии”. Эта сумма позволит закупить батареи для установки на других подстанциях системы.
Ряд других ведомств, которые отвечают за общественный транспорт, обратились к SEPTA за более подробной информацией о проекте подземной энергосистемы, заинтригованные ее возможностями, сообщил официальный представитель SEPTA Эндрю Буш. “Они с интересом следят за тем, как у нас идут дела, – сказал он. – Надеюсь, мы добьемся успеха, которым сможем поделиться”.

  •  

Правительство США сокращает выбросы парниковых газов

Правительство США является крупнейшим потребителем энергии в стране, которая сжигает больше ископаемого топлива, чем любое другое государство мира. Поэтому, когда президент Обама в прошлом году поручил федеральным ведомствам сократить выбросы парниковых газов на 28 процентов к 2020 году, он поставил цель, которая в случае ее достижения даст реальный эффект.
В ответ на поручение президента американские  ведомства представили в этом месяце детальные планы, в которых изложено, как они намерены справляться с поставленной задачей. Они указали, как они будут менять стиль работы, систему закупок, строительные проекты и культуру, охватывающую 1,8 миллиона государственных служащих, полмиллиона зданий и 600 000 автомобилей.
Сенатор Том Карпер от среднеатлантического штата Делавэр назвал эти планы “весьма амбициозными” и сказал, что он вместе с другими членами Конгресса проследит, чтобы ведомства выполняли свои обещания. “Это замечательный первый шаг, но он лишь кладет начало попыткам федерального правительства подать пример другим”, – заявил Карпер.
Президентское поручение 2009 года требует 28-процентного по сравнению с 2008 годом уменьшения загрязнения парниковыми газами непосредственно в результате таких аспектов федеральной деятельности, как использование топлива и отопление зданий. Косвенное загрязнение, в том числе выбросы, образующиеся при поездках сотрудников на работу и с работы, и свалочные отходы, должно уменьшиться на 13 процентов.
В совокупности это позволит, по оценке Белого дома, уменьшить кумулятивные выбросы углекислого газа на 101 миллион тонн, что равноценно количеству парниковых газов из 235 миллионов баррелей нефти. Ежедневно Соединенные Штаты потребляют около 19 миллионов баррелей.
Некоторые федеральные ведомства сообщили в этом месяце, что кампании за устойчивость уже идут полным ходом.

ВЛАСТИ ОТКАЗЫВАЮТСЯ ОТ ПРИВЫЧНОЙ ПРАКТИКИ

Министерство транспорта США, например, сообщило, что его штаб-квартира в Вашингтоне с 2009 года снабжается электроэнергией только из возобновляемых источников по контракту с Администрацией общих служб – ведомством, отвечающим за эксплуатацию многих федеральных зданий.  Почти 800 зданий, принадлежащих Министерству транспорта по всей стране, потребляют сегодня на 15 процентов меньше энергии, чем в 2003 году, благодаря модернизации объектов и целому ряду программ энергосбережения, число которых продолжает расти.
Автомобили на бензине постепенно заменяются машинами на этаноле или гибридными электромобилями. Поставлена задача добиться того, чтобы большинство из почти 6000 ведомственных автомобилей в итоге работали на альтернативном топливе. За последние пять лет расход бензина сократился на 14 процентов, и эта тенденция будет усиливаться по мере того, как в строй будет вступать все больше экологически чистых машин. Министерство транспорта сообщает, что к 2020 году оно сократит выбросы парниковых газов почти на 12 процентов. Этот ориентир ниже, чем у большинства других федеральных ведомств, но по своему совокупному эффекту весьма важен.
Еще одно крупное ведомство – Министерство энергетики – заявило, что почти 5 процентов его суммарного потребления электроэнергии сейчас составляет возобновляемая энергия и что оно превзойдет свою цель по годовому использованию такой энергии, поставленную на 2009 год. Ведомство, в частности, планирует открыть крупнейшую теплоэлектростанцию на биомассе, которая заменит стареющую угольную станцию в промышленном комплексе в Южной Каролине. Бывший завод по производству ядерного оружия на реке Саванна сегодня специализируется на очистке материалов и отходов, оставшихся после “холодной войны”.
В будущем году, когда станция на биомассе будет введена в эксплуатацию, она обеспечит ежегодное сокращение выбросов углекислого газа на 100 000 тонн и экономию 1,4 млрд. галлонов воды. Министерство энергетики также заменяет в этом году свои 753 правительственных автомобиля гибридами для сокращения расхода бензина. Провозглашая в марте новую транспортную политику, министр энергетики Стивен Чу заявил, что его ведомство расширяет использование гибридов, “сокращая при этом наш автопарк в целом, чтобы сэкономить бензин и деньги налогоплательщиков”.
15 000 сотрудников министерства добились успехов и в области вторичной переработки отходов. В 2009 году была переработана почти половина всех отходов, образовавшихся на рабочих местах, а более 10 000 тонн органических отходов компостировано и не ушло на свалки. Министерство энергетики обещает сократить выбросы парниковых газов к 2020 году на 28 процентов.
“Впервые мы видим скоординированный подход внутри федерального правительства, позволяющий задействовать всех, кто к этому причастен, – сказала Марта Джонсон, глава Администрации общих служб, которая наметила 30-процентное сокращение выбросов. – А в нашем собственном плане мы выдвинули комплексный подход, затрагивающий все аспекты, по которым мы можем реально изменить ситуацию”.

 

-----------------------------------------------------
Экоинформация

  •  

Все ли виды возобновляемой энергии одинаково интересны для Беларуси?

Яркое солнце заливало столичные улицы, слепило глаза, поэтому в конференц-зале жалюзи были плотно завешены. А чтобы развеять полумрак, в помещении включили электрическое освещение. Большая роскошь, учитывая отсутствие собственных больших запасов энергоресурсов в республике. Самое интересное, что такая "экономия и бережливость" демонстрировалась во время презентации-дискуссии, посвященной энергетической безопасности государства. Звучали речи о высоких материях, проблемах внедрения новых технологий, использования нетрадиционных источников энергии… А между тем участники мероприятия беззастенчиво "гоняли" искусственное освещение в полдень погожего дня. К сожалению, подчас белорусские министерства и ведомства стремятся к высоким материям и изобретениям, но еще далеко не всегда используются резервы для экономии, которые, казалось бы, лежат на поверхности.
Тема эксплуатации местных и возобновляемых источников энергии в Беларуси достаточно "молодая": вплотную ею стали заниматься лет 5-7 назад. Пожалуй, первым масштабным проектом стало повышение значения древесного топлива. Благо леса занимают почти половину территории республики и природных ресурсов хватает. Да и опыт Скандинавских стран будоражил воображение. Но при ближайшем рассмотрении все оказалось не настолько просто, как хотелось бы.
Несомненно, использовать древесину в качестве энергоносителя, особенно когда дело касается небольших котельных в системе жилищно-коммунального хозяйства, выгодно. Топливо собственного производства экономит валюту, повышает энергетическую независимость страны. Технологии сжигания и щепы, и дров, и топливных гранул с брикетами в мире давно отработаны, показатели по коэффициенту полезного действия у ряда котлов очень достойные. Наладили производство некоторых видов агрегатов и в Беларуси. За последние годы сотни котельных перевели на местные виды топлива. Проект реализовывался достаточно оперативно. Но всплыла другая проблема, которую окончательно до сих пор так и не удалось разрешить: как выстроить логистику заготовки и доставки щепы, а самое главное, ее хранения.
Оптимальное время для заготовки древесного топлива – летние и осенние месяцы. Во-первых, хорошая погода снижает затраты на горюче-смазочные материалы при ее заготовке и транспортировке с лесных делянок. Во-вторых, для большинства котлов, эксплуатирующихся в Беларуси, важен уровень влажности топлива. Оптимальный показатель – около 30%. Достигнуть его в слякоть и зимой удается далеко не всегда. Тогда щепу приходится подсушивать – тратить дополнительную энергию или при сжигании "подсвечивать" газом, что снижает эффект от использования местных видов топлива. Словом, получается противоречивая, но вполне закономерная ситуация: заготавливать топливо лучше в теплый сезон, а вот пик спроса на него начинается с включением отопления во второй половине осени, а это не самый лучший период для заготовительных работ.
Скандинавский опыт подсказывает: для достижения максимального экономического эффекта сезонность спроса и предложения "выравнивается" за счет создания системы складов и площадок по хранению топливной древесины. Правда, остается открытым вопрос: кто должен такие объекты создавать: потребители или производители? Ведь обходятся такие площадки недешево – до нескольких сотен миллионов рублей каждая. Лесхозам создавать такие склады не совсем выгодно, ведь они лягут на себестоимость древесного топлива, а его цена и рентабельность так или иначе регулируются государством. Можно не "вписаться" в параметры, получить убытки. Потребители, в основном это котельные системы жилищно-коммунального хозяйства, тоже не торопятся инвестировать в древесные склады. Ведь тогда эти затраты лягут на их экономику, повысят себестоимость гигакалорий тепла, ухудшат финансовые показатели.
Кстати, самое интересное, что логистическая проблема древесного топлива вырисовалась относительно недавно. Пять лет назад, когда его начинали активно использовать, приходилось присутствовать на различных семинарах, конференциях, совещаниях и других тематических мероприятиях. Тогда обсуждали вопросы выбора котельного оборудования, его эффективность, оценивались различные технологии производства древесного топлива… Но оказалось, что его складирование и хранение – также вопрос важный, оказывающий серьезное влияние на эффективность использования местных энергоресурсов. Кстати, в Финляндии этой проблемой занимаются уже давно и постоянно находят новые формулы оптимизации.
Конечно, и Рим не сразу строился. Появится в Беларуси своя логистика у дровяного топлива. Удивляет другое: тема щепы некогда очень активно обсуждалась, но сейчас она проигрывает другим проектам по использованию возобновляемых энергоресурсов. Активно заговорили про ветряные установки. Их потенциал впечатляет: до 1600 МВт мощности – немногим меньше, чем планируемая атомная электростанция. Красота! Вот только реального опыта эксплуатации ветропарков в республике нет. Несколько "вентиляторов" суммарной мощностью 1,1 МВт навряд ли могут дать необходимый статистический материал, чтобы оценить экономику проекта. Удовольствие эксплуатировать ветер не самое дешевое в этой жизни: 1 КВт установочной мощности требует 2-2,5 тысячи долларов вложений в оборудование. Плюс затраты на инфраструктуру. Якобы у таких установок низкие эксплуатационные издержки: топлива им не надо, ветер оказывает бесплатные услуги. Но в какую сумму обойдется ремонт? А как быть с ураганами, которые периодически посещают республику? А сильные снегопады, которые тоже случаются каждую зиму?
Специалисты ссылаются на опыт Дании, Германии, других развитых стран. Там же технология работает. Но климат в этих странах несколько другой. Кстати, на балансе института им. Сахарова имеется несколько ветроустановок. И ломаются они очень даже часто.
Несомненно, внедрять технологии по использованию самых различных источников энергии необходимо. И Западная Европа идет по этому пути. Но даже в самых передовых в этом вопросе государствах нетрадиционная энергетика – отрасль так или иначе дотируемая и поддерживаемая государством: различными льготами, более высокими тарифами на такую энергию. "Побить" по себестоимости и эффективности газ, нефть и мирный атом пока не удалось ни солнечным батареям, ни ветрякам, ни другим видам топлива. Хотя использование новых источников энергии – взгляд в будущее: подземные углеводороды рано или поздно закончатся, и тогда придется "питаться" по другим принципам. Но мощнейшая экономика, например, Германии способна себе позволить масштабные эксперименты по всем направлениям. А имеется ли такая возможность у Беларуси?
Международные организации утверждают о большом потенциале республики, даже готовы инвестировать в нетрадиционную энергетику нашего государства. Но Европа – дама прагматичная. Иногда она использует соседей как полигон для испытания и совершенствования своих технологий. Кстати, когда использование древесного топлива начинало входить в активную фазу, было несколько случаев поставки заграничного оборудования с серийным номером 1 или 2. Фактически опытных экземпляров. И "заводиться" они не сразу хотели: требовали определенных доработок, внедрения дополнительных инженерных решений уже во время монтажа и пусконаладочных работ.
Новые технологии – отличная вещь. Но с утилитарной точки зрения их эксплуатации необходимо относиться к ним с определенной долей скептицизма. Тем более в республике еще осталось много резервов для снижения энергозатрат. Как минимум, не использовать электрическое освещение в середине светового дня.

Рэспубліка,
02.09.2010

  •  

Почему вдоль Минской кольцевой высыхают сосны?

Вдоль Минской кольцевой дороги высыхают сосны. Почему? С таким вопросом в редакцию обратился читатель. Что думают по этому поводу специалисты-экологи? С просьбой оценить масштабы проблемы и ее причины мы обратились в Минский городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды.
– Проблема есть. С ней, к слову, в этом году столкнулись не только в Минском районе. Но справедливости ради замечу: масштабы ее не удручающи, ведь речь идет не о гектарах загубленных лесов, а об отдельных растениях, легко поддающихся счету, – рассказала "Р" Любовь Фурсевич, начальник отдела государственной экологической экспертизы и государственного контроля за охраной и использованием земель, лесов, растительного и животного мира. – В чем причина гибели деревьев? Однозначно сказать сложно. Мы видим, что чаще всего страдают именно сосны и яблоневые сады, растущие вдоль крупных автодорог. Мы постоянно проводим лабораторные исследования, чтобы выяснить, какой фактор оказывает на посадки неблагоприятное воздействие. Это солевые противогололедные растворы или выбросы тяжелых металлов в атмосферу от автотранспорта? На обочинах, действительно, фиксируем большие концентрации соли, но, спускаясь вглубь леса, превышения по данному показателю наблюдаем незначительные. Хотя и там, на расстоянии 15 метров от опушки, встречаются усыхающие деревья. Тому есть другое объяснение. Скоростной режим движения автотранспорта на кольцевой, как мы знаем, 90-100 километров в час. При высоких скоростях, особенно если речь идет о большегрузных авто, частицы соли поднимаются в воздух, и взвесь легко проникает вглубь леса, окутывает деревья. Влияние таких химических "подкормок" не проходит бесследно. Особенно это заметно весной, когда деревьям нужна влага земли, распускаются почки. Пораженные растения не получают достаточного количества питательных веществ, и естественные процессы нарушаются. Частично проблему можно решить за счет снижения скоростного режима на МКАД до 50-60 км/час. Но в такое верится с трудом...
К необратимым последствиям также могут приводить высокие концентрации тяжелых металлов в воздухе. И здесь не все благополучно – в районе МКАД мы нередко фиксируем превышение предельно допустимых концентраций. Вероятно, хвойные породы наиболее чувствительны к выбросам от автотранспорта.
Ученые НАН Беларуси знают о проблеме, изучали ее, есть научная работа на данную тему. Ситуация контролируется специалистами "Зеленстроя", "Леспаркхоза", недавно ее обсуждали на совещании в Минлесхозе.
Есть предположение, что таким образом деревья могут реагировать на изменение климата. Леса приспособились к мягким белорусским зимам, но в этих условиях хорошо живется и всевозможным вредителям – их влияния на посадки никто не исключает. В то же время в последние годы случались и 30-градусные морозы, и 40-градусная жара. Как и люди, деревья не меньше страдают от подобных резких перепадов.
Какой же выход видят экологи? Увы, деревья уже никак нельзя восстановить, поэтому нужны более устойчивые к изменениям климата и антропогенным факторам породы. Какие? Конечно, это привычные "аборигенные" виды лесных насаждений Беларуси. Но очевидно, что, кроме своих естественных функций, эти деревья должны сегодня хорошо справляться с ролью "подушки безопасности", защищая человека от негативных последствий его чрезмерно активной деятельности – по сути, от самого себя...

Рэспубліка,
09.09.2010

 

 

------------------------------------------------------
Международный экологический бюллетень
Green Belarus
"ЗЕЛЕНАЯ БЕЛАРУСЬ"
Экологического информационного центра «Эко-Инфо» ЦНБ НАН Беларуси им. Я. Коласа

№ 9 (79), Сентябрь, 2010

Перепечатка со ссылкой на GB

Над выпуском работали: Березкина Н.Ю., Карповская А.В., Масловский А.О.
Адрес для корреспонденции:
Cурганова, 15, ком. 501
220072 Минск, Беларусь
e-mail: ecoinfo@kolas.bas-net.by
Тел.: +375 (17) 284 14 96
----------------------------------------------------------------

в начало страницы
другие номера
на главную

  • Пункты приема вторсырья
  • Год бережливости в Беларуси
  • Экологический календарь
  • Электронный каталог

Погода Минск

Информация сайта pogoda.by

Яндекс.Метрика



Рейтинг@Mail.ru