Green Belarus

"ЗЕЛЕНАЯ БЕЛАРУСЬ"

Экологического информационного центра ЦНБ НАН Беларуси

Минск, Беларусь

N 6(11) Ноябрь, 2004

 

---------------------------------

Подпись: Всю информацию о проекте вы можете получить в Минприроды или Экологическом информационном центре «Эко-Инфо». Специальный выпуск, посвященный окончанию проекта «Орхусская конвенция: решения для Беларуси».

 


5 ноября 2004г. состоялась итоговая конференция проекта «экологическая информация, образование и информированность общественности». Целью мероприятия были обсуждение результатов проекта, распространение опыта, полученного в ходе его выполнения и разработка рекомендаций по дальнейшему внедрению Орхусской конвенции в Республике Беларусь.

14 декабря 1999 г Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды ( «Орхусская конвенция») была утверждена Указом Президента Республики Беларусь. В соответствии с белорусским законодательством данная процедура приравнивается к ратификации.

Это значит, что в Республике Беларусь появился реальный инструмент, с помощью которого каждый гражданин нашего государства может повлиять не только на качество воды в кранах, продуктов в магазинах, но и принять участие в разработке планов, законов и политики в области окружающей среды.

Гарантом этому служат три основополагающих принципа Конвенции

/. Доступ к экологической информации.

Это значит, что любой человек может обратиться в государственный орган с информационным запросом, не объясняя причин, для чего ему нужна информация. Кроме того, государственные органы в соответствии с этим положением Конвенции обязаны активно распространять экологическую информацию, делать её оперативной и доступной. Понятие «экологическая информация» Конвенция трактует как информацию о состоянии окружающей среды, здоровья людей и безопасности, планах, программах и политике в сфере окружающей среды. Другими словами, это информация о качестве жизни.

//. Участие общественности в процессе принятия экологически значимых

решений

Это положение возлагает ряд обязанностей на государственные органы. Согласно Орхусской конвенции государственный орган обязан привлечь в процесс принятия решения граждан, которых это решение непосредственно коснётся. Конвенция выделяет три вида решений, в процесс принятия которых необходимо привлекать граждан:

1) решений по конкретным видам деятельности, перечень которых приведен в Конвенции,

2) разработка планов, программ, политики в области окружающей среды,

3) разработка нормативных правовых актов.

Другими словами, начиная возводить автомойку в микрорайоне либо гидроэлектростанцию, государство обязано поставить своих граждан в известность и учесть их мнения при принятии решения.

///. Доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды

В соответствии с этим основополагающим принципом государство обязано гарантировать применение надлежащих механизмов правосудия и юридической защиты гражданам, чьи права, предусмотренные Конвенцией, были нарушены.

В настоящее время Конвенция является вступившей в силу на территории Республики Беларусь и рассматривается как элемент национального законодательства, положения которого обязательны для исполнения всеми на территории государства.

Орхусская конвенция уникальна. Она:

• Даёт максимально широкое определение экологической информации

• Обязывает государственные органы не только отвечать на запросы, но и активно собирать и распространять экологическую информацию

• Определяет, что общественность - это один человек и более

• Обеспечивает судебную защиту ваших экологических прав

Краткая информация о проекте

Проект Европейского Союза «Экологическая информация, образование и информированность общественности» реализуется совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь с 2002 г.

Исполнителями проекта являются компания Royal Haskoning (Нидерланды) и Региональный экологический центр в Центральной и Восточной Европе (Будапешт, Венгрия).

Головной офис проекта находится в г. Киев (Украина). Основными целями проекта являются:

  • повышение эффективности решений в сфере окружающей среды с учётом интересов общественности;
  • помощь госслужащим, представителям общественности и СМИ в реализации положений Орхусской конвенции.

Проект реализуется в Беларуси, Армении, Азербайджане, Грузии, Молдове и Украине. Эти страны ратифицировали Орхусскую конвенцию, которая гарантирует право на доступ к информации, участие общественности в процессе принятия решений и доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, и является частью законодательства в каждой из этих стран.

Для реализации проекта созданы Национальные команды. Национальная команда Беларуси состоит из представителей Минприроды, общественных объединений, средств массовой информации, НАН Беларуси. Такой подбор членов команды способствует принятию наиболее правильных решений по реализации проекта. Национальную команду Беларуси возглавляет Лидер - Ирина Сухий.

«Орхусская конвенция является легальным и реальным инструментом создания в нашей стране экологической демократии. Всеми нашими действиями мы стремимся к тому, чтобы такой важный документ начал работать в жизни обычных граждан Беларуси», - считает Ирина Сухий.

 

---------------------------------------------

Доклад заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Апацкого А.Н. на итоговой конференции проекта Европейского Союза «Экологическая информация, образование и информированность общественности »

 

Обеспечение сохранности природной среды и экологической безопасности в целом невозможно без развития экологического информационного поля и широкого участия общественности.

Качественно новый этап экологической демократии в Беларуси стал возможен благодаря подписанию Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, которая принята на Четвертой панъевропейской конференции министров окружающей среды в г. Орхусе, Дания, в 1998 году и утверждена 14 декабря 1999 года УказомПрезидента Республики Беларусь №726.

Обеспечение доступа к экологической информации, обеспечение участия общественности в принятии экологически значимых для них решений и обеспечение доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Эти задачи решаются созданием соответствующей нормативной и инструментальной базы.

Однако воплощение идей Орхусской конвенции невозможно без активной позиции общественности. Для того, чтобы инструменты Орхусской конвенции работали, должна наблюдаться высокая степень заинтересованности общественности, а это напрямую зависит от уровня экологической грамотности населения, правильности и широты их экологического мировоззрения.

Республика Беларусь с декабря 1999 года проводит работу по реализации положений Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусской конвенции), в рамках которой предпринят ряд практических шагов:

  • разработан и утвержден на правительственном уровне план мероприятий по реализации Орхусской конвенции и создана межминистерская рабочая группа по его выполнению;
  • проведен анализ нормативных правовых актов Республики Беларусь на соответствие положениям Конвенции, подготовлены предложения по совершенствованию законодательства Республики Беларусь;
  • начата разработка процедур по участию общественности в принятии экологически значимых решений;
  • создан и действует Общественный координационный экологический совет;
  • в сотрудничестве с рядом общественных объединений и организаций разработаны и выполняются планы совместных мероприятий;
  • для развития сотрудничества с общественными организациями, обеспечения населения экологической информацией созданы «горячие» телефонные линии, а с 1 декабря 2003 г. начала работать Общественная приемная Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Проводится работа по организации доступа общественности к экологической информации, для чего:

• разработан и утвержден постановлением Минприроды «Перечень сведений, относящихся к экологической информации»;

• разработана Концепция Закона Республики Беларусь «Об экологической информации»;

• разработано Руководство по доступу к экологической информации;

• проект Положения о порядке предоставления экологической информации;

• проект Руководства по выполнению Орхусской конвенции для государственных служащих в Республике Беларусь;

• проведена работа по созданию web -сайта Минприроды;

• Разработано справочное пособие «Перечень государственных органов и организаций, осуществляющих сбор, хранение и распространение экологической информации»;

• Организовано проведение информационных кампаний по популяризации Орхусской конвенции, «Круглых столов», семинаров и тренингов;

• В рамках реализации Орхусской конвенции на территории Республики Беларусь осуществляется проект Тасис «Экологическая информация, образование и информированность общественности» для стран Армении, Азербайджана, Грузии, Молдовы, Украины, Беларуси и Датский проект «Помощь Республике Беларусь в реализации Орхусской конвенции».

Для распространения экологической информации используются такие методы, как организация пресс-конференций, встреч руководителей и специалистов Минприроды в массовых аудиториях, выступлений в средствах массовой информации, а также иных информационных мероприятий, подготовка и распространение пресс-релизов в СМИ, издание сборников нормативных документов по вопросам охраны окружающей среды, справочно-статистических материалов, плакатов, буклетов, календарей, социальных рекламно-образовательных роликов и другой информационной продукции

Организованы выпуски тематических страниц в газетах «Белорусская Нива», «Народная газета», выходит специализированный журнал «Родная прырода», заключен договор с БЕЛТА, предусматривающий создание, обработку, редактирование информации на тему «Состояние окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», а также ее размещение на сайтах Минприроды и ежедневной новостной ленте «БЕЛТА».

Одной из наиболее эффективных форм ознакомления населения с идеологией и целями охраны и оздоровления окружающей среды является проведение массовых мероприятий экологической направленности.

Поэтому Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь уже два года подряд проводится Республиканский экологический форум.

Для дальнейшей реализации Орхусской Конвенции в Беларуси Минприроды планирует -

  • законодательно закрепить механизмы реализации Орхусской Конвенции;
  • разработать и реализовать совместно с государственными органами, ответственными за выполнение Орхусской Конвенции стратегию по обучению их работников обязанностям в соответствии с Орхусской конвенцией.

Судьба природы в наших руках. Что мы ныне живущие на Земле, оставим будущим поколениям? От каждого из нас зависит, сможем ли мы, наши дети и внуки дышать чистым воздухом, пить чистую воду, наслаждаться неповторимыми пейзажами родного края

 

---------------------------------------------------

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК

29 октября 2004 года в г. Логойске Минской области, в рамках Орхусской конвенции состоялись общественные слушания по вопросу создания Национального парка «Белая Русь».

Проведения общественных слушаний по данному вопросу требует ратифицированная Республикой Беларусь Конвенция «о доступе к информации, участии общественности в процессе принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (Орхусская конвенция), которая утверждена Указом Президента Республики Беларусь в 1999 году.

Слушания организованы Минприродой совместно с проектом Европейского Союза «Экологическая информация, образование и информированность общественности» и являются одной из возможных форм участия общественности в принятии экологически значимых решений. В Республике Беларусь данная форма применяется впервые.

В рамках проекта «Экологическая информация, образование и информированность общественности» была разработана процедура участия общественности в принятии решений по вопросам создания особо охраняемых природных территорий. Общественные слушания являются мероприятием по апробации данной процедуры.

Национальный парк «Белая Русь» создаётся на территории Логойского района Минской области в целях сохранения и восстановления ценных природных ландшафтов Беларуси. Одной из приоритетных задач Национального парка «Белая Русь» явится развитие экологического туризма, что позволит активизировать экономику, решить проблему занятости и роста доходов местного населения без ущерба для природного и историко-культурного наследия. Развитие транспортной и инженерной инфраструктуры улучшит социальные условия проживания местных жителей, внесет вклад в благоустройство территорий сельских населенных пунктов.

Общая площадь Национального парка составит более 25000 га Предполагается, что в его состав войдут земли Логойского лесхоза (24645 га), колхозов «Плещеницкий» (392 га), «Октябрьский» (157 га), имени Машеровг (47 га), «8 марта» (19 га), а также Мемориального музея «Хатынь» (31 га).

Территория создаваемого Национального парка характеризуется уникальными для Беларуси и исключительными по красоте ландшафтами, разнообразием видов флоры и фауны, обладает высоким культурно-историческим потенциалом.

На территории Национального парка планируется выделить следующие функциональные зоны: заповедная зона, зона регулируемого использования, рекреационная зона, хозяйственная зона и охранная зона.

Заповедная зона, в пределах которой будут ограничены все виды хозяйственной деятельности, кроме проведения научных исследований и мероприятий по ее охране (934,6 га или 3,7% от площади национального парка).

Зона регулируемого использования, в пределах которой допускается строго регламентированное использование природных комплексов (8428,9 га или 33,3%). Ограничивается отвод участков под строительство (за исключением дорог); проведение ряда лесохо-зяйственных мероприятий в пределах отдельных особо ценных участков национального парка (глухариные тока, места нагула молодняка и др.); распашка земель; применение минеральных удобрений и ядохимикатов.

Рекреационная зона, предназначенная для развития туризма и отдыха населения (6774 га или 26,8%).

Хозяйственная зона, предназначенная для осуществления хозяйственной и иной деятельности, не противоречащей целям и задачам национального парка (9153 га или 36,2%).

Охранная зона общей площадью 5184,1 га, которая формируется из прилегающих к национальному парку земель, а также из земель населенных пунктов и иных земель, расположенных в границах национального парка, назначение которых не отвечает природоохранным целям.

-------------------------------------------

ОРХУССКАЯ КОНВЕНЦИЯ

Предложения Эко-Инфо по выполнению «Конвенции о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» в Беларуси

 

1. Общие принципы работы.

 

Работа по выполнению Конвенции должна быть сосредоточена не столько на популяризации самой Конвенции и о том, какие она открывает возможности, а в большей степени на обеспечении самого доступа и создании реально действующего механизма постоянно действующего информирования и вовлечения общественности.

В результате работы должен быть не перечень мероприятий по популяризации Конвенции, а постоянно действующая система выполнения Конвенции.

При этом доступ общественности к принятию решений не должен носить хаотичный характер, а заключен в определенные рамки. Он не должен привести к анархии (когда общественность скажет «вы обязаны!, обеспечьте мне! Иначе я буду жаловаться в международные структуры!»), когда Минприроды сделают «крайним» и судебные иски будут выставляться один за другим.

Работа по выполнению Конвенции должна не усложнить, а, наоборот, облегчить работу Минприроды, особенно Информационного отдела. Посредством ресурсов для выполнения Конвенции можно попутно решить множество полезных задач.

 

2. Приоритетные направления работы.

 

Согласно Конвенции граждане должны иметь:

  • доступ к экологической информации;
  • право участвовать в процессе принятия решений;
  • доступ к правосудию;
  • право на помощь для осуществления своих прав.

 

Доступ к экологической информации.

 

Необходимо создать банк данных и консультационную службу, посредством которой граждане могли бы получать необходимую информацию. При постоянной отсылки граждан непосредственно к владельцам информации возможны определенные эксцессы (затруднения, неадекватная реакция директора предприятия и т.д.).

При этом существует принципиальная разница между той информацией, которая обычно имеется сейчас у госорганов и той, которая необходима общественности.

Общественности необходимы не просто уровни загрязнения или проводимые мероприятия в целом по республике, а непосредственно конкретная информация по тому объекту или территории, с которой связана деятельность общественной организации. Например, общественная организация хочет сохранить природный объект в Полоцком районе и говорит, что ему угрожает Новополоцкий Нафтан. Общественникам не столько нужна общая структура выбросов Нафтана, сколько степень их возможного влияния на объект (+нормативы), а также насколько биологически ценен сам природный объект, инструкции и механизмы его охраны (например, объявить памятником природы, заказником), что для этого нужно сделать и как юридически грамотно и корректно взаимодействовать с Новополоцким горисполкомом и администрацией завода по уменьшению воздействия. В противном случае это может превратиться в ненужный скандал и ощущение у общественников того, что «ничего изменить нельзя», «все госструктуры повязаны между собой» и т.д.

Какая информация должна присутствовать в банке данных? Согласно конвенции:

а) состоянии элементов окружающей среды, таких, как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически измененные организмы, и взаимодействие между этими элементами;

b) факторах, таких, как вещества, энергия, шум и излучение, а также деятельность или меры, включая административные меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы, оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды, охватываемые в подпункте а) выше, и анализ затрат и результатов и другой экономический анализ и допущения, использованные при принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды;

с) состоянии здоровья и безопасности людей, условиях жизни людей, состоянии объектов культуры и зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние элементов окружающей среды или, через посредство этих элементов, факторы, деятельность или меры, упомянутые в подпункте b) выше.

Общая (предварительная) структура такого банка данных «Орхус-Беларусь» может включать следующие блоки (рис. на следующей странице):

  • Документальный (международные соглашения, законы, нормативы, инструкции и т.д.);
  • Территориально-картографический (вся информация привязывается к географической точке или объекту);
  • Объектно-фактографический (подробная характеристика объекта, его описание, свойства, режим и т.д.);
  • Антропогенное воздействие (виды, источники, влияние на человека и природу, методы нейтрализации и т.п.);
  • Методический (методики деятельности общественности по обследованию объекта, оценке его состояния, подготовки его обоснования, кто может помочь и т.д.);
  • Пропагандистко-образовательный (акции, средства обучения, проведение лекций, семинаров и т.д.). В банке данных должны быть отсканированные книги, брошюры, календарь акций, семинаров и т.д., которые легко могут быть отпечатаны и в режиме реального времени переданы общественности.

Такой банк данных уже может быть создан и начать выдавать информацию в течении ближайших 3 месяцев. при этом создается телефонная и электронная служба, которая совместно с Информационным отделом Минприроды оперативно решает все вопросы с обеспечением доступа к информации общественности. Кроме того, ежегодно выпускается обзор и специальный буклет для общественности, а также ежемесячный информационный бюллетень. Действует также система электронной рассылки.

 

 


Рис. 1. Общая (предварительная) структура банка данных «Орхус-Беларусь».

Право участвовать в процессе принятия решений.

Право общественности в процессе принятия решения обеспечивается на 3 уровнях (см. ниже, рис. 2).

 

Доступ к правосудию

Создается специальная консультационная юридическая служба, а также арбитражная комиссия (под это легко может быть получен дополнительный грант). Эта служба осуществляет помощь и экспертизу юридического характера для общественных организаций еще до их обращения в судебные органы. Это позволит, значительно уменьшить число исков, ненужных скандалов, а сам процесс доступа к правосудию направить в цивилизованные рамки.

 

Право на помощь для осуществления своих прав.

Реализуется комплексная программа всесторонней помощи (методическая, информационная, правовая, а также тренинги, семинары и т.д.). При этом у общественной организации должно сформироваться мнение, что она не осталась одна со своими проблемами, а государственные органы готовы к конструктивному сотрудничеству.

 

Структура взаимодействия госорганов и общественности.

 

Основу взаимодействия госорганов и общественности по выполнению Конвенции составляют Центральный офис совместно Информационным отделом Минприроды. Кроме того, при Областных комитетах по экологии образуются соответствующие службы (или ответственные лица), соответствующая информация и инструкции доводятся до районных инспекций по охране природы.

Общественная организация может обратиться за информацией или с предложением непосредственно в Центральный офис или Информационный отдел Минприроды, либо в областные или районные структуры. В зависимости от уровня запроса или предложения, они рассматриваются и решаются на различных уровнях:

  • глобальные, общереспубликанские вопросы рассматриваются на Общественном совете при Минприроды;
  • региональные и местные проблемы решаются путем взаимодействия с областными комитетами по охране природы и инспекциями при поддержке Центрального офиса.

Большинство справок и помощь выдается в режиме реального времени с помощью банка данных.

Кроме того, все экологические общественные организации должны иметь соответствующие информационные и справочные материалы (ежегодные справочники о состоянии экологической ситуации, информационные бюллетени, информацию об акциях, инициативах и т.д.)

При возникновении конфликтной ситуации, с помощью методической и юридической консультаций их разрешение переводится в конструктивное русло.

При Минприроды создается специальная база данных, в которой содержится наиболее полная информация о деятельности экологических общественных организациях. При анализе информации выделяются базовые общественные организации в регионах и ответственные за определенный вид деятельности в масштабах республики. При этом формируется специализированная компьютерная сеть ECO- net, способная долговременно существовать и обеспечивать связь Центрального офиса с региональными общественными организациями (своеобразная компьютерная «горячая линия», обеспечивающая интерактивность данной системы).

 

   

Рис. 2. Структура взаимодействия госорганов и общественности .

 

Перечень возможных первоочередных мероприятий на 2005 год.

  • Работа по созданию банка данных экологической информации и формирование консультационной службы.

 

  • Организация выпуска ежемесячного соответствующего информационного бюллетеня (можно на основе Green Belarus) и другой справочно-информационной литературы (например, увеличение тиража Экологические проблемы Беларуси).
  • Подготовка и выпуск специальной инструкции (методички) для работников госорганов (прежде всего для областных комитетов по охране природы и районных инспекций) по правилам работы с общественностью. При этом проводятся 6 семинаров (в каждой области).
  • Создание специализированного веб-сайта с соответствующей информацией. Проведение компьютерных конференций (с привлечением международной общественности).
  • Разработка комплекта обучающих программ по экологии (д/с – школа – средние – колледжи (техникумы)- вуз, первые 2 в 2002 г.).
  • Организация семинаров-тренингов для общественных организаций по различным типам разрешения экологических проблем и взаимодействия общественности и госорганов (возможно в виде выездной общественной экологической экспедиции – «Экологический тур»).
  • Создание регулярной (2 раза в месяц) специализированной экологической передачи на БТ, а также реализация специальной программы по распространению информации.
  • Создание общественной экологической лаборатории, в которой можно было выполнять анализы и проводить экспертизу по основным загрязнителям.
  • Организация специализированного широкомасштабного экологического лектория с привлечением специалистов.
  • Подготовка и издание практического приложения к книге «Экологические проблемы Беларуси» – «Методика проведения общественного экологического мониторинга».
  • Проведение общереспубликанского конкурса общественных экологических проектов (можно привлечь к этому Международные фонды для финансовой поддержке победителей).
  • Проведение Фестиваля общественных экологических инициатив.
  • Обеспечение общественных организаций и школ специализированными компьютерными программами для сбора экологической информации и мониторинга (на основе компьютерной системы “ Herbarium”).

(все это Эко-Инфо все равно делает и будет делать с поддержкой или нет, лучше делать вместе)

 

Олег Масловский

Евгения Ярошевич

----------------------------------------

НОВОСТИ

·

Треть всех видов земноводных в мире находится под угрозой вымирания

Треть всех видов земноводных в мире находится под угрозой вымирания. Об этом говорится в международном исследовании оценки численности видов амфибий, проведенном при поддержке Всемирного центра сохранения биологического разнообразия.

В течение трех лет свыше 500 ученых из более чем 60 стран изучали 5 тыс. 743 известных вида земноводных. За последние 20 лет вымерло 122 вида амфибий, а в настоящее время эта же участь грозит каждому третьему виду лягушек, жаб, саламандр и тритонов. Ученые затрудняются объяснить точные причины сокращения численности видов, однако наиболее вероятными считаются загрязнение привычных мест обитания, изменение климата и возрастающая конкуренция с человеком. По словам специалистов, земноводные начинают ощущать изменения в окружающей среде задолго до того, как на них начинают реагировать другие формы жизни. Их физиология позволяет им быть наилучшими "природными индикаторами" экологической опасности.

Однако многие виды исчезают и в таких местах, где воздействие человека на природу минимально. Ученые полагают, что причиной этого является вспышка болезни хитридиомикозис. Она вызывается грибком, который заражает чувствительную к внешним воздействиям кожу взрослых амфибий. В настоящее время ареал распространения болезни покрывает Австралию, Северную и Центральную Америку, а также карибский регион. Как бороться с этой инфекцией, ученые пока не знают.

Минприроды
  •  

Экологическая акция "Молодежь за чистый Минск" прошла 2 октября в Центральном детском парке имени Максима Горького

Цель данного мероприятия - призвать юношей и девушек бережно относиться к культурному и природному наследию нашей страны. В мероприятии приняли участие студенты, работающая молодежь и школьники.

Организаторами акции выступили Минский горком БРСМ и Минский городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Минприроды
  •  

Белорусы приняли участие в акции наблюдения за птицами, которая прошла в 101 стране

мира

В Беларуси 2-3 октября прошли дни наблюдения за птицами. Они организуется под эгидой глобальной природоохранной ассоциации BirdLife International в 101 стране мира. В нашей стране проведение акции координирует представитель BirdLife International - республиканская общественная организация "Охрана птиц Беларуси".

Минчане, желавшие поближе познакомиться с пернатыми обитателями столицы, могли сделать это в Центральном ботаническом саду НАН Беларуси, где сотрудники и волонтеры организации "Охрана птиц Беларуси" 2 и 3 октября с 11 до 15 часов проводили организованные наблюдения за птицами. Посетители ботанического сада в эти дни понаблюдали за жизнью птиц, используя полевые бинокли и мощные подзорные трубы, пытались самостоятельно идентифицировать этих птиц с помощью иллюстрированных определителей, а также получить квалифицированные ответы на интересующие вопросы. Для самых маленьких участников акции был организован конкурс аппликации из осенних листьев на асфальте.

Полученные списки птиц с их численностью после обработки сотрудниками организации будут переданы в Европейский и глобальный штаб акции. Через некоторое время станет известно, сколько птиц и каких видов зафиксировали жители планеты за два октябрьских дня.

Минприроды

  •  

Самая большая в Беларуси плантация самого маленького на планете растения находится под Брестом

Самая большая в Беларуси плантация самого маленького на планете растения, называемого вольфией, цветки которой не превышают размеров макового зернышка, находится под Брестом.

Произрастает вольфия на левом берегу Мухавца, недалеко от Брестской крепости. Экологи из города над Бугом сейчас завершают разработку научного и технического обоснования создания в этом месте нового биологического заказника "Соя". В настоящее время ученые заканчивают исследования ландшафта, водного, растительного и животного мира на всей площади будущего заказника, под который отведено 80 гектаров. Он получит статус заказника местного значения, но по своей уникальности не будет уступать многим известным заповедным местам. В данном уголке нашей страны гнездятся в природных условиях фазаны, два года назад обнаружена редкая птица кваква, обитающая обычно в зарослях болот. А еще здесь найдена популяция гриба веселка, которая ранее официально в белорусской флоре не числилась. В целом по плотности редких видов животных и растений, занесенных в Красную книгу, на единицу площади заказник "Соя" превосходит Национальный парк "Беловежская пуща".

Минприроды

------------------------------------------------

КАЛЕНДАРЬ

Экологический календарь ·

1 декабря отмечается Всемирный день борьбы со СПИДом . Почти 20 лет назад мир узнал о существовании новой неизлечимой болезни – синдроме приобретенного иммунодефицита. За эти годы на борьбу с этим недугом были потрачены невиданные финансовые и интеллектуальные усилия, однако мировое сообщество пока терпит сокрушительное поражение. Согласно последним данным ООН, 40 млн. жителей планеты больны или являются носителями вируса иммунодефицита человека и только за последний год 3 млн. человек умерли от этого заболевания.

29 декабрямеждународный день биологического разнообразия.

В 1992 году Конференция ООН в Рио-де-Жанейро выдвинула разнообразие живых видов, экосистем и ландшафтов на первый план внимания политических деятелей и общественности во всем мире. Биологическое разнообразие было признано важнейшей частью всемирного наследия человечества, жизненным источником его экономического и социального развития. В то же время сегодня велика угроза существованию видов и целых экосистем. Угрожающими темпами продолжается исчезновение видов, вызванное деятельностью человека. В связи с этим страны-участницы Конференции, в том числе Республика Беларусь, подписали Конвенцию о биологическом разнообразии.

Дата 29 декабря выбрана в честь вступления в силу Конвенции о биологическом разнообразии. Учрежден этот день по рекомендации состоявшейся в Нассау в 1994 году Конференции сторон Конвенции.

На сегодняшний день Сторонами Конвенции о биоразнообразии являются 188 государств из 194 стран мира, которые взяли на себя обязательства стремиться к достижению следующих целей:

  • сохранение биоразнообразия;
  • устойчивое использование компонентов биоразнообразия;
  • совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов.

Республика Беларусь ратифицировала Конвенцию о биоразнообразии в 1993 году. С тех пор она активно участвует во всех международных мероприятиях и вносит свой вклад в развитие положений этого международного документа.

Для достижения целей Конвенции в Беларуси совершенствуется природоохранное законодательство, связанное с сохранением биоразнообразия. В стране приняты и вступили в действие такие акты законодательства как Закон «Об особо охраняемых природных территориях и объектах» (в редакции от 23 мая 2000 г.), Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (в редакции от 17 июня 2002 г.), Закон Республики Беларусь «О растительном мире» (14 июня 2003 г.), Лесной и Земельный Кодексы. Готовится ряд других законодательных актов, которые призваны обеспечить правовую и экономическую основу сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, например, законопроекты о безопасности в генно-инженерной деятельности, об обращении с животными, новая редакция закона об охране и использовании животного мира, положения о Красной книге Республики Беларусь, другие нормативные правовые акты.

В Беларуси реализуется «Национальная стратегия и План действий по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия», одобренные Правительством Республики Беларусь в 1997 году. В соответствии со Схемой рационального размещения особо охраняемых природных территорий, утвержденной в 1995 году, расширяется система указанных территорий и формируется на ее основе Национальная экологическая сеть. Также создается сеть особо охраняемых природных территорий, имеющих международное значение для сохранения биоразнообразия — ключевые орнитологические, ботанические, Рамсарские (семь территорий: «Ольманские болота», «Средняя Припять», «Званец», «Споровский», «Освейский», «Котра» и «Ельня»), трансграничные природные территории, биосферные резерваты. Сохраняются места обитания и произрастания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений. Всего в республике находится под охраной 2291 место обитания и произрастания 360 редких видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь. В республике в 2003 было выявлено и передано под охрану землепользователям 140 новых подобных мест.

Сегодня в Беларуси при финансовой поддержке Глобального экологического фонда разрабатывается национальная система биобезопасности, создается Национальная координационная структура Механизма Посредничества для обеспечения обмена информацией в области международного научно-технического сотрудничества. Развивается сеть неправительственных государственных организаций, которые принимают активное участие в решении глобальной проблемы сохранения биологического разнообразия. В 2004 году проводится работа по подготовке третьего издания Красной книги Республики Беларусь, выход которой планируется в текущем году. В нее будут включены 156 новых видов животных и растений, подлежащих охране, а исключены из второго издания 88 видов. Новые списки животных и растений подготовлены с учетом современных критериев оценки видов, разработанных Международным союзом охраны природы (IUCN, 2001).

----------------------------------------------------------------

Международный экологический бюллетень

Green Belarus

"ЗЕЛЕНАЯ БЕЛАРУСЬ"

Экологического информационного центра ЭКО-ИНФО ЦНБ НАН Беларуси

 

N 6 (11), Ноябрь, 2004

Перепечатка со ссылкой на GB

Выходит на русском и английском языках

Над выпуском работали: Березкина Н.Ю., Масловский О.М., Сосновская О.О., Масловский А.О., Назаренко А.В., Чаадаева О.В.

Адрес для корреспонденции:

Cурганова, 15 ком. 51

220072 Минск Беларусь

avgul@ kolas. bas- net. by

oleg@ biobel. bas- net. by

Тел.: +375 (172) 84-14-47

----------------------------------------------------------------

вверх

другие номера

 

 

  • Пункты приема вторсырья
  • Год бережливости в Беларуси
  • Экологический календарь
  • Электронный каталог

Погода Минск

Информация сайта pogoda.by

Яндекс.Метрика



Рейтинг@Mail.ru