Всемирный день моря 2021

Тема 30 сентября 2021 года — «Моряки: залог успеха судоходства будущего».

Моряки оказались в центре внимания после того, как пандемия COVID-19 затруднила грузоперевозки по всему миру. Особые сложности испытали работники торгового флота: сотни тысяч человек были вынуждены провести в открытом море несколько месяцев без возможности вернуться к своим семьям. Кризис с доступом в порты, при пополнении припасов, смене экипажа, вкупе с возросшей важностью своевременной доставки предметов первой необходимости, напомнил миру о том важном месте, которое занимает флот в обеспечении мировой торговли.

Тема 2021 года призвана обратить внимание на мореплавателей, их роль в обеспечении снабжения, и на те проблемы, с которыми они сталкиваются. Такая гибкая формулировка, как «залог успеха судоходства будущего», позволяет уделить внимание самому широкому спектру вопросов: охране труда работников торгового флота, безопасности на море, защите окружающей среды, правовым вопросам, и даже перспективам самой профессии моряка на фоне растущей автоматизации и информатизации грузоперевозок.

Всемирный день моря отмечается ежегодно в последнюю неделю сентября. Каждая страна в отдельности может выбрать любую дату, в 2021 году официальные мероприятия Международной морской организации (ИМО) назначены на 30 сентября.

День посвящен развитию безопасного, эффективного и устойчивого судоходства. Когда речь заходит о вреде морского флота для экологии, обычно вспоминаются масштабные катастрофы, связанные с разливами нефти, но на самом деле корабли влияют на окружающую среду не только этим.

С момента своего создания в 1958 году ИМО уделяла особое внимание вопросам охраны окружающей среды. 90% всей международной торговли приходится на морские суда. Это одновременно самый эффективный экономически и самый дружелюбный к природе метод. Вклад торгового флота в образование парниковых газов меньше, чем у автомобилей, а бесспорное лидерство принадлежит, конечно, энергетическому сектору и промышленности.

Главный инструмент для обеспечения экологичности грузоперевозок — Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL). Этот документ постоянно обновляется, и направлен не только на предупреждение утечек нефти, топлива и других вредных химикатов. Также конвенция осуществляет контроль за утилизацией бытовых отходов и мусора на кораблях, и уменьшение загрязнения воздуха.

Конвенция четко описывает требования безопасности при перевозке опасных грузов, в том числе нефти. Это и технические требования к проектированию судов, и инструкции по разработке транспортных маршрутов, и стандарты техники безопасности и подготовки моряков. С 80-х годов общий объем морской торговли вырос на 135%, в то время как частота аварий и разливов нефти упала с около 25 в год до всего 3. Также ИМО разработана и внедрена международная система, позволяющая оперативно и эффективно реагировать, когда аварии все же происходят, и минимизировать ущерб.

Рано или поздно у всех кораблей заканчивается срок службы. Еще один способ уменьшить загрязнение природы — отправлять их на переработку. Суда состоят в основном из стали и других сплавов, пригодных к полной переработке. За соблюдением стандартов качества в индустрии, прав работников отрасли также следит ИМО.

Загрязняют корабли и воздух. Как и весь транспорт, они являются источниками парниковых газов. Несмотря на то, что углеродный след флота невелик — всего около 2,7% от мирового, конвенцией MARPOL предусмотрены меры по его снижению. ИМО разработан и внедрен индекс энергоэффективной конструкции. Его можно считать первым механизмом, регулирующим углеродные выбросы, принятым официально на международном уровне. Индекс устанавливает максимальное количество углерода, которое выбрасывает транспортное средство при перевозке одной тонны груза на одну морскую милю. В остальном индекс никак не ограничивает производителей судов, позволяя им выбирать любые энергоэффективные решения при проектировании. Дальнейшего повышения энергоэффективности предполагают добиваться, как предоставляя налоговые льготы экологически ответственным перевозчикам, так и внедряя новые альтернативные виды топлива — газовые, гибридные и даже водородные двигатели.

Еще одна сложность — обыкновенный мусор. Экипаж и пассажиры корабля, находясь в море, производят те же отходы, что и все остальные люди. MARPOL удалось установить правила утилизации таких отходов, и, что самое важное, полностью запретить сброс в океан пластика. Несмотря на достигнутый результат, еще многое предстоит сделать. Одна из самых серьезных проблем — отсутствие во многих портах необходимой системы сбора и утилизации отходов с кораблей.

Тем не менее, некоторый мусор все же можно выбрасывать в воду в местах, где это разрешено. К ним относятся различные биологические легко распадающиеся отходы, как, например, отходы рыболовства. Можно затапливать габаритные нейтральные материалы, состоящие из бетона, стали или других неядовитых веществ. Каждое такое допущение оговаривается отдельно, и зоны, в которых сброс мусора разрешен, устанавливает ответственная за территорию страна или организация.

Значительная проблема, с которой мореплаватели столкнулись еще в древние времена, это обрастание днища корабля разными морскими организмами и водорослями. Это ухудшает характеристики корабля (и его энергоэффективность), способствует разрушению корпуса. Кроме того, создается угроза распространения инвазивных морских видов и потенциально опасных бактерий. Для борьбы с этим используются специальные покрытия и краски, содержащие токсичные элементы. ИМО, прекрасно осознавая необходимость такого подхода, все же добилась запрещения наиболее токсичных веществ, способных накапливаться в воде и донных отложениях.

В современных кораблях в качестве балласта используется вода, закачиваемая в специальные емкости. Они также могут стать источником загрязнения воды, или послужить причиной распространения инвазивных животных и бактерий, потенциально опасных и для человека. Конвенцией MARPOL регулируются правила управления балластом, не допускается сброс загрязненной воды.

Опасность распространения чужеродных видов очевидна. Одна только речная дрессена ежегодно наносит в США экономический ущерб в миллиард долларов. Проникновение гребневика мнемиопсис в Черное и Азовское моря нанесло непоправимый ущерб. По прогнозам специалистов, естественное состояние экосистем в этих морях уже никогда не восстановится.

Опасность, которую могут представлять еще неизвестные инвазивные морские виды, не известна. Результаты исследования 7 самых опасных видов в 2004 году показали, что только их влияние наносит ущерб в 10 миллиардов долларов ежегодно. Угроза же, которую могут представлять патогенные и токсичные микроорганизмы, если вода с ними попадет в водопровод или канализацию крупных городов, вообще не поддается оценке. ИМО придерживается превентивного подхода: проще предотвратить, чем бороться с проблемой.

Устойчивое развитие судоходства, таким образом, позволит не только сократить до минимума загрязнение мирового океана, но и также внести свой вклад в борьбу с изменением климата, распространением инвазивных видов. Судоходство создает рабочие места не только для непосредственно моряков, но и работников верфей, портов, конструкторских организаций. Все это позволит еще на шаг приблизиться к лучшему будущему, в котором человечество будет процветать не просто вместе с планетой, а как ее гармоничная часть.

По материалам www.un.org. Источник фото www.flickr.com и www.un.org/ru/