День без автомобиля 2022

Тема 22 сентября 2022 года — «Улучшенные связи». Этот девиз обращает наше внимание на то, как тесно взаимодействуют люди, места, которые они посещают, и те дороги, которыми они связаны.

Эта неделя мобильности предлагает пристальнее посмотреть на свой опыт и опыт окружающих. Познакомиться с креативными решениями и показать результаты своих усилий по продвижению устойчивой мобильности. Улучшенные связи — это и связи между людьми. Как вы смогли изменить в лучшую сторону свои привычки и привычки окружающих, и о чем вам могут рассказать другие? Идея этой недели мобильности опирается на 5 элементов и на связи между ними:

Люди. Город без людей — это просто нагромождения бетона. Наши потребности и наши поступки определяют жизнь города, то, как он будет развиваться и расти. Изменить мир вокруг себя к лучшему — это значит в первую очередь изменить свои привычки. Когда пределом мечтаний городского жителя становится личное авто, город заковывают в асфальт и застраивают парковками. Если же в городе есть запрос на чистый воздух, пешие прогулки и зоны отдыха, то развиваются парки и появляются велодорожки.

Места. Вся наша жизнь состоит из череды маленьких путешествий. Наш дом, место работы, отдыха и досуга — все эти места играют важную роль в нашей жизни. То, какие из них мы посещаем, и как до них добираемся, тоже формирует облик города. Предпочитаете ли вы общественный транспорт, личный автомобиль, пешие прогулки или езду на велосипеде? Что из этого вам действительно необходимо, а в каком из случаев можно выбрать более экологичную альтернативу? Предпочитаете вы фаст-фуд или кафе со здоровой пищей, ходить в клубы и на концерты или же гулять в парке? Выбор каждого жителя влияет на весь город.

Общественный транспорт. Хорошо налаженная, востребованная система общественного транспорта — это не только экологично, но и удобно. Несмотря на то, что и автобус, и автомобиль имеют одинаково вредные двигатели внутреннего сгорания, автобус перевозит намного больше людей, что уменьшает общее число выбросов. Кроме того, повсеместное внедрение электротранспорта позволит устранить и этот недостаток. Общественный транспорт ходит по просчитанным маршрутам и по графику. Главная причина его задержек — пробки на дорогах. А главная причина пробок — избыток личных автомобилей. Если горожане откажутся от поездок на своей машине, когда она им действительно не нужна, это освободит дороги, и позволит добраться до работы или дома даже быстрее и удобнее.

Планировка. То, как организовано городское пространство, прямо влияет на нашу жизнь. Находятся вредные производства в центре города или за его границами? Продуманы ли маршруты транспорта и система дорог? Организованы ли зеленые зоны для отдыха горожан и для охлаждения города? Благоустроены ли дворы и детские площадки, создано ли достаточно парковок? Достаточно развита местная инфраструктура, или на целый район города приходится только один крупный супермаркет? Все эти детали самым прямым образом влияют на нашу жизнь. Плохо продуманная транспортная система удлиняет наш путь до работы и домой, буквально крадет часы нашей жизни. Недостаток парковок загромождает наши дворы автомобилями, и увеличивает риск несчастных случаев с детьми. Отсутствие зеленых зон и наличие промышленных предприятий делает воздух грязнее и портит наше здоровье. Верно и обратное — в хорошо спланированном городе жизнь удобнее, комфортнее и здоровее.

Политика. То, как город будет развиваться в будущем, закладывается сейчас. Городские власти могут гнаться за наживой, застраивая парки торговыми центрами или высотными домами. Они могут экономить на общественном транспорте, используя до последнего устаревшие машины с грязными двигателями и низким уровнем комфорта. Могут полностью игнорировать мнение горожан и идти на поводу богатых инвесторов. Или же власти могут быть ответственными: озеленять территории, закупать новейший электротранспорт, поддерживать альтернативную мобильность — велосипедные дорожки, электроскутеры, пешеходные маршруты. Внимательно слушать своих жителей и регулярно проводить общественные обсуждения проектов по развитию города. Кто будет определять будущее нашего города, зависит от нас.

Все эти элементы тесно связаны. Именно на эти глубокие связи и предлагается обратить внимание в этот день. То, как наши действия, наше место работы и отдыха, планы по расширению города влияют на будущее всех и каждого. Чем лучше отдельные горожане понимают свой город, проблемы его планировки и развития, поддерживают более экологичные и здоровые программы и политики, тем лучше и органичнее развивается весь город. Нужно понимать имеющиеся связи и создавать новые — улучшенные связи.

Европейская неделя мобильности проходит ежегодно 16–22 сентября. Задача акции — обратить внимание людей на проблемы передвижения в городе. При проектировании городов никто не ожидал, как вырастет население, и каких масштабов достигнет автомобилизация. Планировка улиц и кварталов, особенно в центре города, просто не рассчитана на то количество людей и транспорта, которые сейчас там каждый день находятся. Недостаточно развитая или неудачно организованная система общественного транспорта только усугубляет эту проблему. Свой негативный вклад вносят и сами жители: далеко не всегда использование личного авто — насущная необходимость. Избыточное количество машин не просто вредит окружающей среде, на дорогах образуются пробки, и часто воспользоваться общественным транспортом, а то и вовсе дойти до своей цели пешком или доехать на велосипеде становится не только здоровее и экологичнее, но и быстрее и удобнее.

Все участники недели мобильности, будь это городская администрация, общественные организации или просто неравнодушные граждане, вольны сами решать, как именно обратить внимание окружающих на проблемы своего города. Но кульминация акции 22 сентября — День без автомобиля, который и завершает неделю.

Беларусь впервые приняла участие в акции в 2008 году, и уже 84 города страны участвуют в ежегодной инициативе. День без автомобиля ежегодно проводится в республике под лозунгом «Беларусь за чистый воздух». Традиционный элемент 22 сентября — городские велопробеги, в Минске и ряде других городов водителям в этом день предлагают бесплатный проезд в общественном транспорте. По данным Минприроды, всего один такой день позволяет сэкономить 100–200 тонн углеродных выбросов в год.

День без автомобиля нужен не только для того, чтобы выразить свою озабоченность экологией городов или же проблемами городской инфраструктуры. Этот день дает нам возможность по-другому посмотреть на свой ежедневный распорядок. Автомобиль, незаменимый в дальних поездках, может оказаться не так уж и нужен для простого похода в магазин, или, чтобы добраться до работы.

Ограничения для автомобилистов вводились с тех самых пор, как личная машина стала распространенным явлением. Дело не ограничивалось одними призывами — в конце тридцатых годов по всей Европе вводились законы, прямо запрещающие пользоваться личным авто. Разумеется, об экологии никто тогда не думал. На пороге мировой войны армии всех стран остро нуждались в топливе.

В последующем похожие инициативы были вызваны экономическими причинами. Периодические топливные кризисы и скачки цен на нефть вынуждали правительства разных стран всеми возможными путями снижать потребление топлива, в том числе призывая жителей к экономии. Поворотным моментом стал 1994 год, когда политолог и активист Эрик Бриттон предложил проводить такие акции ежегодно. Инициатива нашла поддержку на международном уровне, а после Европейская комиссия развила эту идею до комплексной недели мобильности.

Каков же вклад транспортных средства в загрязнение воздуха?

В Беларуси более 3 миллионов личных легковых автомобилей. В среднем на 1 тысячу человек приходится 320 машин. По насыщенности легковыми авто лидируют Гродненская и Минская области — 363 и 342 машины на тысячу жителей соответственно.

Именно автотранспорт — один из основных источников загрязнения городского воздуха. До 99 процентов всех аэрозолей или вредных газов в воздухе — продукты работы двигателей внутреннего сгорания. И это не просто теоретические расчеты. Во время религиозного праздника Йом-кипур в Израиле улицы в прямом смысле пустеют — работают только скорые помощи и аварийные службы. Пробы воздуха в Тель-Авиве в этот день показали снижение загрязнения воздуха (особенно оксидами азота) на 99%.

Вредные выбросы принято делить на первичные и вторичные. Первичные образуются непосредственно в процессе сжигания топлива. Наибольшую опасность представляют угарный газ, оксиды азота и различные углеводороды — этан, метан, этилен, бензол и др. Эти соединения реагируют друг с другом и атмосферным воздухом, в результате чего образуются новые, зачастую токсичные вторичные загрязнители. Именно они составляют большую часть вредных примесей в воздухе. Кроме непосредственной опасности, эти посторонние примеси помогают удерживать в нижних слоях атмосферы твердые частицы пыли и сажи.

Мониторинг качества атмосферного воздуха в Беларуси проводит Белгидромет. Пункты наблюдения расположены в 19 промышленных городах страны, и определяют концентрацию основных загрязняющих веществ (твердые частицы, диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота и др.). Концентрацию загрязняющих веществ в воздухе городов можно посмотреть онлайн.

Очевидно, что ухудшение экологической обстановки угрожает здоровью населения. Совершенствование топливных систем, внедрение транспорта, использующего более экологичное топливо — первые шаги к улучшению ситуации. Однако даже электромобили в современном мире не могут серьезно повлиять на выбросы углекислого газа.

Согласно данным, приведенным инжиниринговой компанией Ricardo, занимающейся исследованиями и разработками в автомобильной промышленности, при производстве одного электромобиля выброс эквивалента СО2 в атмосферу даже выше, чем при производстве традиционного автотранспорта — 8,8 тонны против 5,6 соответственно. Почти половина вреда экологии приходится на производство батарей.

Кроме того, в большинстве стран Европы значительная доля электроэнергии вырабатывается за счет ископаемого топлива. Таким образом, даже после полного перехода на электротранспорт реального улучшения ситуации не достичь без использования «зеленых» источников энергии.

Показателен пример Норвегии. Страна не просто планирует к 2025 году перейти на электротранспорт, более 90% энергии в ней вырабатывается на гидроэлектростанциях, что делает электрокары в Норвегии действительно экологичными.

По этим причинам в день без автомобиля можно задуматься о популяризации других видов транспорта, таких, например, как велосипед.

Велосипеды предоставляют целый ряд преимуществ, о которых многие даже не задумываются. Прежде всего, это отличный способ сохранить здоровье и заняться спортом. Сменив машину на велосипед, например, по дороге на работу, вы сможете добавить в свой распорядок дня немного упражнений и подышать свежим воздухом.

Лучший способ отметить Всемирный день без автомобиля — просто не пользоваться своим автотранспортом. Если вам нужно куда-то пойти, прогуляйтесь или прокатитесь на велосипеде. Если у вас есть скейтборд или электросамокат, используйте его. Или же просто воспользуйтесь общественным транспортом.

День без автомобилей организован в разных городах мира по-разному, но с общей целью — уменьшить количество автомобилей на улицах. Выгода для общества в целом — это день без пробок на дорогах, помощь окружающей среде, а также снижение спроса на бензин.