Международный день по снижению риска бедствий 2021

Тема 13 октября 2021 года — значительно расширить международное сотрудничество с развивающимися странами.

Несмотря на то, что в абсолютных числах основное бремя катастроф ложится на США (более 50% мировых экономических потерь), ситуация становится не столь однозначной, если рассматривать потери относительно ВВП пострадавшей страны. При таком подходе становится очевидно, что самый тяжелый удар приходится на бедные и развивающиеся страны. Для обеспечения устойчивого будущего для всей планеты нужно обеспечить этим странам международную поддержку, чтобы предотвратить гуманитарный кризис, который в конечном итоге отразится на всем мире. Никто не должен быть оставлен позади.

В 2020 году на Земле:
  • Зарегистрировано 389 катастроф
  • Погибло и пропало без вести 15 тысяч человек
  • Пострадало 98,5 миллиона человек
  • 7 миллионов человек вынуждены мигрировать
  • Экономический ущерб оценивается в 210 миллиардов долларов США
  • 15 миллионов человек голодают из-за экстремальных погодных явлений

По сравнению со среднегодовым числом бедствий в 2020 году на 26% выросло число штормов и ураганов. Произошло на 23% больше наводнений, и эта стихия унесла на 18% больше жизней. В развитых странах больше всего погибших от последствий аномальной жары. Игнорировать последствия изменения климата становится все сложнее.

Впервые Международный день по снижению риска бедствий отмечался в 1989 г. Основная задача дня — продвижение культуры предупреждения стихийных бедствий и ликвидации их последствий. Классический подход к борьбе со стихийными бедствиями — это реагирование на их последствия. Цепь «катастрофа–реакция–восстановление–повторить» — это порочный круг, который препятствует дальнейшему развитию.

Мероприятия по оценке рисков и уменьшению вероятности возникновения бедствий, по созданию систем раннего предупреждения получают недостаточно финансирования. Всего 3,8% международной помощи направлено на предупреждение катастроф, тогда как все остальные средства уходят на устранение их последствий. Профилактика позволила бы сэкономить значительные суммы и сберечь человеческие жизни.

Стихийные бедствия принято классифицировать по причинам их возникновения. Таким образом, выделяют гидрологические, метеорологические и климатологические катастрофы. Все вместе они относятся к погодо- или климатозависимым. Отельной категорией идут геофизические бедствия. Небольшая сложность возникает с обвалами и оползнями. Если их причиной стало размытие почвы водой, то они относятся к гидрологическим. Если же геологические процессы — то к геофизическим.

Ущерб, который могут нанести стихийные бедствия, сложно поддается оценке. Обычно учитываются только финансовые потери: разрушенные здания и инфраструктура, косвенно можно рассчитать затраты на медицинское обслуживание, потери бизнеса и других производств. Весь же масштаб ущерба, в том числе и его долговременное влияние, почти не поддается оценке.

По данным Всемирного банка, стихийные бедствия последних трех лет снизили общую продуктивность труда на 7%. Нарушение цепочек снабжения может привести к дефициту товаров и росту цен. В регионы, находящие под угрозой ураганов и землетрясений, менее охотно инвестируют. Пережитый стресс и потеря домов серьезно увеличивают риски развития психических расстройств: тревожности и депрессии. Дети страдают больше всего: ко всему вышеперечисленному они вынуждены менять место жительства, пропускать занятия в школе, что не позволяет им получить полноценное образование. С учетом всех этих факторов ущерб от стихийных бедствий будет значительно выше, чем принято считать.

Для эффективного предотвращения бедствий нужно здраво оценивать риски. Значительно снизить ущерб от цунами и ураганов можно с помощью специальных волноломов, защищающих побережье. От землетрясений позволит защититься сейсмоустойчивая конструкция зданий. Полностью исключить опасность для населенных пунктов этим нельзя, поэтому важны системы раннего предупреждения: как датчики и посты наблюдения, так и система тревожной сигнализации для населения. Разумеется, и само население должно быть готово к чрезвычайной ситуации. Тогда как жители Японии с детства обучаются поведению при наступлении цунами, в Индонезии с этим природным явлением не были знакомы. Печальным результатом этого стала катастрофическая волна в 2004 году, которая унесла жизни более 200 тысяч человек.

Защитные мероприятия требуют времени и средств. Нужно не только определить районы, наиболее уязвимые перед стихией, но и места для размещения датчиков. Разумеется, всю планету сразу наблюдать невозможно, да и нецелесообразно. Именно поэтому важно оценить риски, и расставить приоритеты.

Согласно современному системному подходу, риски включают в себя три компонента: угрозу, уязвимость и защищенность. Каждый объект в разной степени уязвим к разным типам угроз, и неравномерно защищен от каждой из них. К примеру, город на берегу моря больше уязвим к цунами и ураганам, чем к лесному пожару. В зависимости от наличия защитных построек и развитой системы оповещения он может быть лучше или хуже защищен от каждой из угроз. Эта совокупность и определяет степень риска.

Сама оценка рисков представляет сложности. Во-первых, из-за природы рисков: это вероятностные, удаленные по времени события, которые часто не принимают всерьез. К примеру, разработка новых технологий обнаружения и прогнозирования появления гигантских волн в Индийском океане полноценно стартовала только после трагедии 2004 года, и даже тогда наладить ее удалось лишь два года спустя.

Во-вторых, в возникновении стихийных бедствий участвует множество факторов, как глобальных, так и местных. Учитывать все их многообразие и степень влияния друг на друга практически невозможно, не обладая всей полнотой информации. Это касается данных мониторинга атмосферы, дистанционного зондирования Земли, измерений сейсмической активности на местах, и даже информации об экономической ситуации в регионе.

В то время как одни участники процесса имеют возможность собирать такие данные, они не всегда могут их интерпретировать и проанализировать. Те же, кто могут провести анализ, или не имеют доступа к исчерпывающей информации, или не хотят делиться результатами своей работы. Все вместе это мешает применять эти знания на практике для всеобщего блага.

Несмотря на то, что в рамках Сендайской программы функционирует онлайн-система сбора данных, поступают они туда неравномерно и с задержкой. Это мешает проводить оценку рисков и делать глобальные прогнозы, расставлять приоритеты и вырабатывать рекомендации. Предстоит еще долгая работа по устранению всех технических и организационных препятствий. Только открытое, оперативное и равноправное сотрудничество может помочь достичь целей Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015–2030 гг.

Для этого в 2016 году Управлением Организации Объединенных Наций по вопросам уменьшения опасности бедствий была запущена программа выполнения целей (The Sendai Seven Campaign, eng) под лозунгом «Семь лет — семь целей».

Эта Программа — возможность для всех, включая правительство, органы местного самоуправления, общественные организации, бизнесменов, волонтеров ООН и просто неравнодушных людей, принять участие в продвижении местных и глобальных инициатив, направленных на уменьшение ущерба и числа жертв стихийных бедствий.

По материалам www.unisdr.org/. Источник фото www.fabrikaglamura.ru и www.un.org/ru/