День моряка 2022

Тема 25 июня 2022 года — «Ваш рейс — тогда и сейчас, расскажите о своем путешествии». Этот девиз обращается к самим морякам и просит их поделиться историями о своем профессиональном пути.

Каждое морское путешествие уникально, но все моряки встречаются с одинаковыми трудностями. Кампания призывает поближе взглянуть на будни моряков, из чего складываются их морские рейсы. Что изменилось за все это время, а что осталось таким же.

Моряков приглашают рассказать о своем первом выходе в море. Поделиться воспоминаниями и яркими впечатлениями, радостными открытиями и сложностями, с которыми пришлось столкнуться. И сравнить тот день с сегодняшним. Что изменилось? Стала ли индустрия экологичнее? Изменились условия труда? Внедрены новые технологии? Чему вы успели научиться? Повысили ли свою квалификацию?

В основном кампания будет сконцентрирована в социальных медиа. Официальные аккаунты ИМО представлены в Фейсбуке, Твиттере и Инстаграме. Морская организация просит моряков опубликовать две фотографии: из своего первого рейса и из самого недавнего. Рассказать о себе, своем опыте. О том, какие проблемы отрасли волнуют вас больше всего — ограничения из-за пандемии? Условия труда? Внедрение цифровых технологий? Пост предлагается снабдить хештегом #Seafarer10yearChallenge.

Если вы сами не моряк, но хотите выразить уважение людям этой профессии, можете также снабдить свое сообщение тегом кампании. Морякам все еще нужна поддержка. Всего 60 членов ИМО подписали резолюцию о признании моряков ключевыми работниками. Без этого признания сложно производить замены экипажей и снабжение судов припасами. У 8% моряков истекли контракты, а 1% находится в море уже более 11 месяцев — это максимально разрешенный срок. Из всех стран мира только Китай полностью обеспечил своих моряков вакциной. В среднем только 56 из 100 работников флота имеют возможность вакцинироваться. Возможность для моряков рассказать о своих проблемах — это и возможность для всех остальных принять меры для их решения.

В 2010 году Государства-члены Международной морской организации подписали на конференции в Маниле резолюцию № 19, послужившую основанием учреждения этого профессионального праздника. В 2016 году участницей Международной морской организации стала и Беларусь.

Далеко не все члены ИМО имеют выход к морю и хорошо развитые порты. Но так или иначе все зависят от морской торговли. 80% всех международных перевозок приходится на торговый флот. Кроме того, в экипаже корабля под флагом одной страны могут состоять люди самых разных национальностей.

Крупнейший «поставщик» рабочей силы для морского флота — Филиппины. На втором месте — Российская Федерация. 10% всех моряков в мире — граждане России. Всего в отрасли на 2021 год работают 1,9 миллиарда человек. Многие опасаются за будущее профессии. Внедрение цифровых технологий и проекты беспилотных судов вызывают у моряков тревогу. Однако, согласно статистике, в мире растет потребность в квалифицированном персонале с международной сертификацией. На 2021 год экипажам кораблей не хватает более 25 тысяч таких работников. В особенном дефиците — технические специальности.

Обеспечение гендерного равенства на флоте — один из приоритетов ИМО. Несмотря на то, что моряк — это традиционно мужская профессия, доля женщин на флоте повышается. 1,28% моряков с международной сертификацией — женщины. За последние пять лет число женщин в профессии выросло почти на 50%. Большинство из них заняты в сфере пассажирских перевозок.

Внушает оптимизм и то, что несмотря на все вызовы, число кораблей в мире растет. Опасения вызывает только устаревание флота. Упали объемы вывода из эксплуатации устаревших кораблей и сдача их на переработку. Судовладельцы считают, что большую выгоду им принесет использование таких судов. Устаревшие суда возрастом более 10 лет не только могут быть изношенными и в аварийном состоянии. Как правило, они не соответствуют современным стандартам качества и сильнее загрязняют окружающую среду.

Кроме того, сами корабли становятся больше. Это не только результат развития науки и техники, это последствия политики транспортных компаний. Крупнотоннажные суда более выгодны при международных перевозках. Однако из-за них растет нагрузка на порты и страдает эффективность логистики. Инцидент с Ever Given, заблокировавшим Суэцкий канал, показал, насколько серьезные проблемы могут создать такие корабли в случае аварий. А также необходимость комплектовать их профессиональными, высоко мотивированными кадрами.

Работа моряка никогда не была простой. Но пандемия COVID-19 ударила по ним особенно сильно. Многие страны мира давно полагались на хорошо налаженную международную торговлю. Коронавирусные ограничения разрушили эту систему, и перед всем миром встала угроза дефицита жизненно важных товаров — продовольствия и медикаментов. Несмотря на все то значение, которое имеет торговый флот для решения этой проблемы, экипажи кораблей вынуждены подчиняться тем же ограничениям, что и все остальные. Даже в 2021 году встречались случаи, когда при обнаружении на корабле коронавируса, судно отказывались принять все порты, фактически бросая экипаж на произвол судьбы.

Чтобы сохранить международную торговлю и не разрушать цепочки поставки важных товаров, нужно в первую очередь озаботиться здоровьем и благополучием моряков. Несмотря на все прилагаемые усилия, их положение продолжает ухудшаться. Чтобы преодолеть этот кризис, ИМО обращает внимание на ключевые направления, которые требуют нашего внимания.

Во-первых, это вакцинация. По долгу службы моряки проводят длительное время в ограниченном пространстве, что создает идеальные условия для вспышек болезней, особенно коронавируса. Также их работа предусматривает далекие путешествия и контакт с самыми разными людьми, что угрожает быстрым распространением болезней. Моряки должны получить приоритет при распределении вакцины. Примером может послужить Бельгия, организовавшая кампанию по внеочередной вакцинации всех моряков, заходящих в ее порты, вне зависимости от принадлежности судна.

Смена экипажа. По международным нормам смена экипажа должна проходить раз в месяц. Максимальный срок, который морякам разрешено непрерывно находиться в море — 11 месяцев. Эта привычная рутинная процедура во время коронавируса значительно усложнилась. Некоторые порты вообще отказались принимать новые суда, другие — запрещают морякам покидать свои корабли. Из-за длительных процедур карантина грузоперевозчики несут убытки. Заложниками ситуации стали тысячи людей, запертые как в море, так и на суше. Международное право гарантирует бесплатную репатриацию всем морякам, оказавшимся в далекой стране. Но даже это право оказалось сложно реализовать. Морякам требуется признание их ключевыми работниками, упрощенные процедуры карантина и оформления документов.

Гибкие маршруты. В случае, если порт отказывается принять судно, его владельцы должны оперативно среагировать и перенаправить корабль в другое место. Моряки не должны быть брошены в море в полной неизвестности. Судовладельцы, транспортные и логистические компании должны разработать соответствующие инструменты, чтобы упростить и ускорить принятие таких решений.

Международные договоренности. Все страны и участники международной торговли должны вовремя принимать актуальные законы и поправки к ним, чтобы полностью выполнять свои обязанности по обеспечению непрерывного судоходства и достойных условий труда моряков. Должна быть обеспечена соответствующая инфраструктура и контроль за исполнением обязательств на местах.

Концепция «одного окна». В портах необходимо ввести систему, с помощью которой все необходимые документы и формальности будут обработаны в едином международном формате и в одной точке контакта. ИМО уже более 50 лет работает над стандартизацией документов, и сейчас, с развитием цифровых и биометрических систем, ввести единый стандарт можно будет уже к 2024 году.

Открытый обмен информацией. Необходимо продолжать и улучшать диалог между общественностью и грузоперевозчиками. Открытый обмен опытом и обсуждение имеющихся проблем отрасли позволят быстрее и эффективнее решать те сложности, которые стоят перед моряками.

Болезни и происшествия в море. Все рекомендации и инструкции на случай внештатных ситуаций и вспышек болезней, особенно коронавируса, должны регулярно обновляться. Запасы необходимых медикаментов и средств первой необходимости должны быть достаточны, чтобы справиться с самыми тяжелыми случаями. Обновление и пополнение запасов должно проходить безо всяких препятствий в любом из портов.

Решение всех этих задач возможно только при равном и открытом сотрудничестве всех сторон. Совместными усилиями мы сможем гарантировать достойные условия жизни и труда тем людям, от которых во многом зависит наше здоровье и благополучие — морякам торгового флота. Это один из главных принципов устойчивого развития: Никого не оставлять позади!

По материалам http://www.imo.org/